Всякий раз, возвращаясь к истории с аистами, Тамара Николаевна Левентуева с трудом сдерживает эмоции. Оказывается, глухота и бездушие некоторых чиновников влекут за собой проблемы.
Грустная история Степы
Для разговора об этом стоит вернуться к августовской публикации «БК» «Будь здоров, Степа!», в которой шла речь о том, как всем миром спасали аиста-слётка, запутавшего в проводах линии электропередач в деревне Большие Щитники. Пострадавшую птицу долго лечили ветеринары, затем ей была сделала операция по удалению конечности. Позже в выхаживание аистенка включились сотрудники зооуголка Брестского парка культуры и отдыха. Ежедневно рядом со Стёпой находились и его спасители – родные Тамары Николаевны. Люди закупали медикаменты, ловили на корм лягушек, но усилия всех людей оказались тщетными – птицы не стало.
А теперь надо перенестись во времени ещё на три с лишним года назад, как раз к моменту заселения на столб в вышеназванной деревне семьи аистов, чей малыш и пострадал.
«Когда я увидела строящих гнездо птиц, я, конечно, обрадовалась, но и начала за них беспокоиться, — делится со мной Тамара Николаевна. — Я ведь прекрасно понимаю, что жильё на опоре линии электропередач опасно. Недолго думая, я обратилась в Брестское отделение общественной организации «Ахова птушак Бецькаўшчыны». Её сотрудник Андрей Абрамчук любезно предоставил мне чертежи платформы, которую надо изготовить и установить на месте гнезда. Таким образом мы обезопасим птиц и исключим возможные впоследствии замыкания проводки».
Семья Тамары Николаевны купила за свои личные средства металлический уголок и прочие необходимые материалы, и сосед изготовил платформу-гнездо. Дело оставалось, как думалось, за малым – установить. Как сказали женщине в природоохранной организации, установка таких платформ – дело сотрудников электросетей. Территория деревни находится в ведомстве Брестских сельских районных электросетей, где кресло руководителя занимает Василий Викторович Тивончик. И вот, с момента, когда была изготовлена та самая платформа, женщина начала добиваться возможности установить аистиный дом на столб. По словам женщины, два с лишним года ее просьбы полностью игнорировали, порой высказывая, скажем так, неуместные и глупые шутки касаемо заботы о птицах. В какой-то момент Тамара Николаевна окончательно поняла, что визиты и звонки в электросети и к его руководителю бесполезны. Она решила, что будет правильным доставить письменное заявление в эту организацию с соответствующей просьбой.
«Вы не поверите, но они категорически не хотели его принимать. Мне стоило нервов, чтобы завизировать его. Это случилось 24 декабря 2013 года. За регистрационным номером 307 оно было принято. И опять тишина. Тут бы как раз приехать, установить. Птиц в декабре нет, снегом не завалено. Не дождалась…»
В конце апреля текущего года в доме женщины раздался телефонный звонок. Представитель электросетей сообщил, что на днях они выезжали на место: «Там сплошная грязь, а с другой стороны частная территория, на которую мы не можем заезжать техникой… До свидания». Женщина пыталась сказать, что эта частная территория как раз её, она только и делает, что ждет приезда той самой техники. Дома ее в тот момент не оказалось, но ведь и ее никто не предупредил. И что они собирались устанавливать, если платформа у неё, а не у них? Но женщину никто не слышал. А вскоре прилетели аисты, в их семье появился свой долгожданный птенец, и с ним произошла трагедия на глазах у всех жителей Больших Щитников.
Геграфия спасения
На днях Тамара Николаевна позвонила в редакцию с просьбой о помощи. Прежде всего, мы связались с Андреем Абрамчуком, экспертом природоохранной организации.
«Я прекрасно помню эту женщину, — сказал он. — Она очень волновалась за своих «крылатых постояльцев». Я действительно передал её чертежи платформы. Она не установлена до сих пор?!»
Наша беседа с Андреем была долгой. Он рассказал, что встреча с Тамарой Николаевной у него пришлась на момент его возвращения из Польши, где проходил международный семинар, как раз посвященный проблемам гнездований аистов на опорах электропередач. У поляков, оказывается, большой опыт в этом вопросе, и они любезно делятся им со всеми. А всё потому, что Польша является ареалом обитания наибольшего количества белых аистов. Это настоящее «аистовое царство». Согласно последней переписи этих птиц, которая проходит раз в 10 лет, в 2004 году (по 2014-му ещё нет информации) на территории Польши 52,5 тысяч аистиных гнёзд, что составляет 20% мировой популяции. В Беларуси гнездилось в 2004-м около 21,5 тыс. пар. Это 9% мировой популяции вида. По численности белого аиста наша страна находилась на 4-м месте после Польши, Испании и Украины.
И ещё немного цифр. Те же поляки подсчитали, что в 1975 году лишь 4% аистиных гнезд размещалось на столбах линий электропередач, а в 1995 эта цифра составила уже почти 40%. На самом деле это не случайно. Раньше у птиц любимым местом для строительства гнезд были соломенные крыши изб. Теперь соломой крыши не кроют, а на покатом металле или шифере гнезду не удержаться. Вот и селятся в наше время аисты на суховершинных деревьях и на столбах.
Так вот, польский семинар четырехлетней давности в Седльцах посещала и белорусская сторона. По его итогам были изданы брошюры о разумности установления специальных платформ для гнездований аистов. Эта информация была доведена на местах абсолютно всем энергетикам. Ведь дом на проводах опасен не только для самих птиц, но ещё и головная боль обслуживающих эти линии. Гнезда являются причиной пожаров и обрыва линий. Кстати, «переселить» аиста с высоковольтной опоры человеку не под силу. Если даже убрать гнездо со столба, аист вскоре построит новое на том же месте. Это очень консервативная птица. Специалистам электрических компаний рекомендовано устанавливать на столбы, под уже свитые гнезда, платформы – металлические или деревянные решетки. Укрепленный «дом» аиста таким образом поднимается над линией электропередач, и опасность для птицы практически исключается, а риск аварии сводится к минимуму.
Добрый опыт Пинска
Одними из первых в области включились в переоборудование аистиных гнёзд в Пинском районе.
«Уже 4 года, как мы довольно активно работаем в этом направлении, — говорит Юрий Климович, руководитель Пинских районных электросетей. – В зоне нашего обслуживания мы установили уже 82 платформы. Опыт показывает экономическую выгоду, не говоря о моральной стороне вопроса. Выезд на ремонт — дело затратное, а при наличии гнезда на столбе выезды могут быть весьма частыми, особенно при влажной погоде. Чтобы было понятно не энергетику, скажу, что наличие гнезда на столбе – это будто включенная в круглосуточном режиме лампочка. Электричество уходит в никуда. Происходят замыкания, возгорания, а ещё птицы путаются в проводах. И аисты гибнут, и у нас проблемы. А по затратам – грубо говоря, наш один выезд на замыкание – стоимость той самой платформы. Конечно, лучше её изготовить! А ещё 40 гнезд у себя мы просто по-человечески сохранили после демонтажа линий. Т.е. если мы убираем линию, а на каком-то столбе есть гнездо, эта опора-столб остается на месте. Птицам есть куда возвращаться. Дом – он ведь важен для всех…»
К сожалению, не все коллеги Юрия Алексеевича думают и поступают так. Руководитель Брестских районных сельских электросетей, узнав о причине звонка, в категоричной форме отказался давать комментарии к ситуации по Большим Щитникам, отправив нас к секретарю по связям с общественностью. Не будем перечислять всех и каждого, с кем пришлось «толочь воду в ступе». Но, в результате, нас всё же заверили, что в самом ближайшем времени, при разрешенном доступе для техники со стороны частной усадьбы, принадлежащей той самой Тамаре Николаевне Левентуевой, платформу установят. Факт обещали «зафиксировать на камеру, и фотоснимок увидит свет…». Интересно, сейчас ждать сколько будем?
Ответить