Этот декрет анонсировался Александром Лукашенко давно, причем сам глава государства пространно изъяснялся по поводу того, чего именно он ждет от данного нормативного акта. К примеру, с помощью документа руководство страны рассчитывает побороть бесхозяйственность и укрепить дисциплину, а также покончить с традицией, когда «хлебные» должности в организации получают родственники и знакомые руководителя, либо чиновники, «завалившие» дела на прежнем месте своей работы.
Итак, Декрет №5 вступает в силу с 1 января 2015 года. С этого времени руководители организаций государственной и частной форм собственности несут личную ответственность «за производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину, надлежащее содержание зданий, помещений и оборудования, соблюдение условий труда работников». При нарушениях руководителя могут уволить. Также это станет дополнительными критериями при аттестации начальника и при продлении с ним контракта.
Кроме того, руководители получают дополнительные права. Они могут изменять существенные условия труда работника по важным производственным, организационным или экономическим причинам, уведомляя об этом подчиненных не за месяц, как это принято сейчас, а за семь дней (речь идет об изменениях рабочего времени или оплаты труда). Если до принятия декрета за нарушение дисциплины работнику выносились замечания, выговоры и применялось увольнение, то теперь его могут еще и лишить премиальных выплат. Своеобразным «ноу-хау» становится норма, когда при совершении дисциплинарного проступка, повлекшего ущерб организации, сотрудника могут на время отстранить от работы, а если размер ущерба превысил три средние зарплаты по стране, то и уволить. Впрочем, это право руководителя, а не его обязанность. Руководитель также сможет удерживать из зарплаты работника возмещение ущерба до трех среднемесячных зарплат без иска в суд. Кроме этого «кнута», декретом предусмотрен и «пряник»: дисциплинированных работников предлагается поощрять стимулирующими выплатами без ограничения размера за счет прибыли.
Интересна норма декрета, согласно которой запрещается увольнять работника, который нарушил трудовую дисциплину, по иной причине (к примеру, применять формулировку «по соглашению сторон», если человек устроил пьянку на работе). Если такой факт раскроется, то наказать уже могут руководителя — вплоть до увольнения. Кроме того, вводится запрет на назначение на должности, включенные в кадровые реестры президента, правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), районных, городских исполкомов, местных администраций районов в городах, работников, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет со дня такого увольнения.
Неоднозначные трактовки этого декрета наверняка еще вызовут дискуссию среди экспертов и юристов. Так, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в интервью БелаПАН уже высказал мнение, что документ содержит множество юридических новелл, существенно ухудшающих правовое положение и работников, и руководителей организаций. По его словам, декрет явно противоречит Конституции РБ, Трудовому кодексу, международным обязательствам страны в рамках Международной организации труда (МОТ). Эксперт уверен, что с известной степенью допущения новым документом восстановлена некая феодальная система отношений. «Руководитель организации (государственной или частной) отныне является по сути своей вассалом вышестоящего начальника, который имеет право полностью определять его дальнейшую трудовую биографию. Сам же руководитель в отношении с подчиненными ему работниками фактически получает права феодала, имеющего возможность единолично вершить суд и распоряжаться людьми, как своей собственностью», — отметил Сергей Балыкин. К тому же эксперту непонятно, каким образом государственные органы будут отслеживать судьбу уволенных по дискредитирующим обстоятельствам руководителей и препятствовать их дальнейшему трудоустройству (прежде всего на частных предприятиях). «Как известно, история повторяется дважды — в виде трагедии и в виде фарса. Я очень сильно сомневаюсь, что все эти грозные новации дадут хоть какой-нибудь вменяемый результат. Безусловно, появление отдельных жертв декрета неизбежно, но заявленных целей в повышении эффективности хозяйствования и качества продукции достичь таким образом вряд ли удастся», — считает Балыкин.
Ответить