Удивило другое: суть поправок оказалась засекречена от общественности до рассмотрения на сессии Палаты представителей. Вопреки процедуре, проект закона не был предварительно опубликован на Национальном правом интернет-портале: текст там появился уже после того, как депутаты поддержали поправки. Да еще и парламентских корреспондентов лишили возможности получить хотя бы обоснование будущего нормативного акта, как это обычно делается.
Представляя перед депутатами вносимые поправки в закон о СМИ, министр информации РБ Лилия Ананич пояснила, что делается это «с учетом глобальных геополитических изменений, новых экономических и технологических реалий», поскольку доступность Интернета широкой аудитории вывела глобальную сеть в разряд ведущих источников информации. Так, в мире насчитывается почти 3 миллиарда пользователей Интернета, а в Беларуси — более 5 миллионов.
Главной новацией законопроекта является распространение действия закона на интернет-ресурсы, посредством которых распространяется продукция средств массовой информации. Причем действие закона распространяется на все нормы, кроме регистрации подобных сайтов. «Это необходимо для того, чтобы интернет-ресурсы, которые фактически являются полноправными участниками информационного поля, полноправными СМИ (причем наиболее глобальными), несли ответственность за контент», — сказала министр.
На интернет-ресурсы, в частности, будет распространяться запрет «на размещение информации, пропагандирующей экстремистскую деятельность, содержащей призывы к войне, другой информации, наносящей вред интересам государства». Владелец ресурса будет обязан удалять противоправный контент после вынесения ему соответствующего предупреждения Министерством информации. У этого ведомства появляется право ограничивать доступ к ресурсам, которые «несут в себе угрозу национальной безопасности, информация которых противоречит национальным интересам». Данные ограничения (вплоть до блокировки сайтов) последуют в случае вынесения владельцу информационного ресурса в течение года двух и более письменных предупреждений за распространение сообщений и материалов, запрещенных или ограниченных к распространению в соответствии с законодательством Беларуси. Что касается необязательности регистрации интернет-СМИ, то Ананич сослалась на международный опыт (в большинстве государств они не регистрируются), признав, что невозможно это сделать в отношении информации, которая «приходит к нам извне».
Также законопроект предусматривает запрет на владение более 20% акций предприятия, занимающегося издательской и редакционной деятельностью, иностранным государством или гражданином. Кроме того, законопроект предусматривает создание государственного реестра распространителей информации. В случае вынесения двух и более письменных предупреждений предусмотрена возможность исключения распространителей информации из реестра, что влечет запрет на занятие этой деятельностью.
Принятие поправок в закон о СМИ стало полной неожиданностью для представителей общественного объединения «Белорусская ассоциация журналистов» (БАЖ), хотя эта организация постоянно отслеживает законодательство, касающееся средств массовой информации, и вносит предложения по его совершенствованию. По словам заместителя председателя БАЖ Андрея Бастунца, еще в конце октября с.г. Палата представителей не собиралась вносить поправки в закон о СМИ, о чем депутаты профильной комиссии известили экспертов. Среди принятых поправок Бастунец сделал акцент на нововведении, которое позволят вводить ограничения на доступ к интернет-СМИ от имени Министерства информации. «Если сегодня блокировка сайтов часто производится под предлогом каких-то технических проблем, то теперь это может стать правовой реальностью на основании решения Мининформа», — пояснил представитель БАЖ. Он также признался, что опубликованный впоследствии текст поправок его неприятно впечатлил. «Это даже жестче, чем мы могли себе представить, — не скрывает эмоций Бастунец. — До публикации правок в закон, очень невнятно озвучивалась возможность закрыть интернет-ресурсы после двух предупреждений Министерства информации. Сейчас стало понятно, что это не единственный вариант: на самом деле в законе написано, что сайты могут блокироваться в случае нарушения других законодательных актов, связанных с распространением информации, не зависимо от количества предупреждений. Совершенно очевидно, что это положение в законе направлено на те ресурсы, которые находятся за пределами РБ. Отныне их будут блокировать совершенно законно».
По его убеждению, новые ограничения связаны с предстоящими президентскими выборами, которые пройдут в 2015 году. В то же время, по его мнению, обязать зарубежные интернет-ресурсы получать разрешение Мининформа на работу в Беларуси физически невозможно. Кроме того, считает Бастунец, принятые меры не смогут повлиять на распространение в Беларуси российской пропаганды, поскольку уменьшение допустимой доли иностранных лиц и организаций в уставном фонде редакции (с 30% до 20%) не коснется организаций, занимающих серьезное положение на белорусском рынке. Ведь такие информационные ресурсы, как «РТР Беларусь», «НТВ Беларусь», «Комсомольская правда» в Белоруссии» были зарегистрированы до принятия закона о СМИ.
Кстати, эксперты уже высказывают мнение, что белорусские власти, возможно, опасаются не только оппозиционных белорусских интернет-изданий, но и средств массовой информации нашего «потенциального союзника». Поэтому накануне большой политической кампании удобно иметь относительно законный инструмент для «регулирования» информационного поля. Вот только любые запретительные меры станут дополнительной рекламой «нежелательному» ресурсу. Пока же первыми жертвами принятых поправок в закон о СМИ стали отечественные сайты (вроде naviny.by, zautra.by), доступ к которым стал пропопадать с минувших выходных.
Ответить