Накануне подписания трехлетнего контракта на поставку российского газа в Беларусь первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко сделал следующее заявление. «Мы не отошли от той принципиальной формы в ценообразовании, которая была. Ввиду того что курс российского рубля ушел вниз, с 1 января для нас цена на газ несколько упадет. Сегодня она около 168 долларов за 1 тысячу кубометров, а будет где-то 154-155 долларов».
Вдвое дешевле, чем для Европы
Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман напоминает, что после продажи «Газпрому» второго 50%-го пакета акций «Белтрансгаза», был заключен договор, согласно которому цена газа для Беларуси формируется на уровне его стоимости для Ямало-Ненецкого района России плюс транспортные расходы.
— Сегодня цена на газ для Беларуси составляет 168 долларов за тысячу кубометров. Белорусское правительство надеется, что она снизится на фоне девальвации в России, — отмечает эксперт и подчеркивает: белорусы платят за газ гораздо меньше, чем европейские потребители, где цена на голубое топливо составляет более 350 долларов за тысячу кубометров.
По мнению аналитика, конкурентное преимущество в цене не подталкивает белорусские власти проводить реформы. «Потому что у нас реформы действуют по принципу «пока петух не клюнул, ничего не получается», —отмечает Евгений Прейгерман. — По разным оценкам Беларусь получает 15-16% ВВП за счет энергетических субсидий со стороны России: цены на газ, нефть, возможности перерабатывать эту нефть. Добавим к этому политически обусловленный доступ на российский рынок (иногда бывают, как сейчас, проблемы по молочной продукции и мясу) и кредиты в критические моменты. Все это не стимулирует Беларусь проводить реформы.
Эксперт считает, что белорусская экономика не способна генерировать рост, она попросту выдыхается. «Судя по моему общению с чиновниками, они понимают, что эта модель нежизнеспособна, поэтому реформы придется проводить. С другой стороны, здесь вмешивается фактор боязни Александра Лукашенко, поскольку неизвестно как он воспримет реформирование энергетики», — резюмирует Евгений Прейгерман.
Будут ли реформы в энергетике?
Экономический обозреватель Ирина Крылович отмечает, что время газ является на сегодняшний день довольно дешевым и экологически чистым энергоносителем, поэтому трудно от него отказаться. «Вопрос в том, почему власти ничего не делали раньше, имея дешевый газ. Не была сделана реальная ставка на то, чтобы перевести энергетику на другие теплоносители», — напоминает эксперт.
По ее словам, в Беларуси очень высокая себестоимость выработки электроэнергии. «Но, если апеллировать к этим показателям, наши чиновники скажут, что в Украине и России ниже себестоимость, поскольку у них есть атомные электростанции», — отмечает аналитик. Эксперт подчеркивает, что сегодня многие белорусские электростанции, работающие на газе, нуждаются в модернизации. По мнению Ирины Крылович, низкие цены на газ откладывают их реконструкцию, но с другой стороны, до введения в строй атомной станции с этим можно повременить.
Субсидии и тарифы на ЖКХ
Российские субсидии по газу серьезно замедлили процесс реформирования белорусской энергетики, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) Александр Автушко-Сикорский.
—У нас высокий уровень газификации экономики: предприятия получают электричество через газовые генераторы и электростанции. В данных условиях, на мой взгляд, было бы эффективно продолжать получать дешевый газ, параллельно развивая проекты и направления по получению энергоресурсов: альтернативную энергетику, возможно, бурый торф и т.д.
Беларусь, не развивающая энергетический сектор, попала в ловушку, в которой оказываются страны, получающие сверхдоходы или сверхэкономию энергетических ресурсов.
Как подчеркивает эксперт, «у таких государств, среди которых и наша страна, очень ограниченный горизонт планирования и отсутствует стимул для внедрения реформ». По его словам, чем дольше мы получаем дешевый газ из России, тем меньше у нас стимулов для того, чтобы диверсифицировать источники поставок топлива, и вообще проводить реформы энергетического сектора.
— На самом деле, подвижки есть, и правительство давно озабочено тем, чтобы снизить энергоемкость. Но значимых шагов не может быть сделано, по крайней мере, до тех пор, пока у нас не вырастут тарифы на ЖКХ, — прогнозирует Александр Автушко-Сикорский.
Ответить