Что собой представляет въездной туризм? Почему Беларусь не сможет в обозримом будущем превратиться в туристическую Мекку? На эти и другие вопросы отвечает главный редактор еженедельника «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.
— В 2014 году Беларусь посетили около 100 тысяч туристов, оставшись практически на прежнем уровне…
— Бог его знает, что собой представляет сегодня наш въездной туризм. Все вывернуто наизнанку. По одной статистике, Минск ежегодно посещает около 400 тысяч туристов. Однако по другой — организованных туристов в страну прибывает только 136 тысяч. Как соотносятся эти цифры?
При этом пограничники твердят: ежегодно к нам приезжают около 5 миллионов человек. Даже если мы возьмем усредненный показатель в 200-300 тысяч туристов — это всё равно крохи от того, что имеют страны-соседки. Безусловно, мы не доросли до такого уровня, чтобы на каждого жителя страны приходилось по туристу, но на 10 белорусов один турист — вполне реальная цифра.
— Кто и зачем едет в Беларусь?
— 80% приезжающих сюда — россияне. Все остальные — поляки, литовцы, немцы, израильтяне, американцы — представлены парой тысяч туристов. Чуть-чуть приезжают по бизнесу, другим интересам, но целевых групп практически нет.
Безусловно, географическое положение позволяет превратить РБ в восточноевропейскую Швейцарию. Но даже транзитные цепочки частично утеряны за время независимости страны. После распада СССР, падения «железного занавеса» люди со всего мира приезжали посмотреть «наш куст»: Прибалтику, Украину, Россию, Польшу… Преимущественно это пенсионеры из Канады, США, Новой Зеландии. Но со временем интерес иссяк, поскольку мы не работали в этом направлении.
Дело в том, что туристы целенаправленно не прилетают смотреть одну Беларусь — это слишком дорогое удовольствие. Такие страны, как наша, не могут привлекать туристов в массовом порядке, а Беларусь относится к достаточно дорогим государствам. Это дурная слава, которая пошла гулять по миру, и чтобы исправить положение, понадобится не один год.
— Реально ли превратить Беларусь в туристическую Мекку?
— Если кратко — нет. Лет 10-15 назад, когда туризм активно развивался в соседних странах, наше государство тоже задумалось. Однако мы всегда опаздывали и всё время пытались вскочить в последний вагон. Тем более, даже у наших соседей условия не идеальны: нет моря, нет нужного климата, инфраструктуры. Однако им серьезно помогал Евросоюз: выделял достаточно большие средства на восстановление достопримечательностей.
Наши плюсы? Например, богатая история. Можно было бы извлекать выгоды по трем направлениям: Беларусь — «terra incognita», транзитная страна и «заповедник коммунизма» ушедшей системы. Но как на этом зарабатывать, мы до сих пор не знаем.
В прошлом году прошел чемпионат мира по хоккею, который дал импульс развитию инфраструктуры, например, строительству отелей. Они появились, однако сегодня катастрофически мало заполнены. Хотя, возможно, уже само наличие отелей вызовет приток деловых людей.
Но мы никогда не задумывались о том, как разрозненные ручейки объединить и собрать в один поток. Государство же сделало ставку не на весь заинтересованный мир, а преимущественно лишь на россиян: один, и к тому же нестабильный, поток.
Беларуси давно следовало заняться диверсификацией — привлекать туристов из Израиля, Восточной и Западной Европы, из той же Польши. В 2015-м году Беловежская пуща предлагает безвизовые туры на три дня. Идея привлекательная, но мы пока тоже не знаем, что это даст.
Кстати, визы — не самое главное препятствие в развитии туризма. В прошлом году стал действовать безвизовый режим с Турцией, а туристов из этой страны стало меньше. Проблему нужно рассматривать в комплексе.
Увы, у нас всё представлено фрагментарно. Езжайте на Нарочь, Браслав – какие роскошные места! Однако рестораны — отдельно, отдых — отдельно, ночевка — отдельно. Найти можно всё, но коронная фраза – «места нужно знать».
Приезжает турист в Беларусь, куда его везет турфирма? Экскурсия по Минску, затем — Несвиж, Дудутки… Отдельные турфирмы устраивают экскурсию на «Линию Сталина» (многие не делают этого принципиально). Вечером можно сходить в Оперный театр. А что дальше? Минск — неатмосферный город, туристического продукта здесь — кот наплакал.
Суммирую: Беларусь может еще раз открыться для цивилизованного мира, однако для этого в стране должно что-то произойти.
Ответить