Ложка. Для современного человека в этом предмете нет ничего необычного, мистического. Но только не для наших предков…
От деда Артема в наследство…
В Бресте я отыскала человека, который о ложках знает достаточно много. Коллекция его столовых приборов по количеству приблизилась к тысяче. Правда, помимо ложек с некоторых пор коллекцию пополняют и оригинальные экземпляры вилок, но обо всем по порядку.
Я на встрече с не широко пока что известным коллекционером, но со знакомым очень многим брестчанам музыкантом – лидером группы «Спасение» Игорем Мухой.
«Увлек меня в собирательство этого, казалось бы, обычного столового прибора мой дед Артём, сам того не ведая. На веку ему много бед досталось. В Великую Отечественную немцы расстреляли семью. На фронт он не попал по состоянию здоровья, зато был знатный печник, а ещё известный травник-целитель. Я обожал приезжать к нему в гости, — рассказывает Игорь. — Так удивительно сложилось, что мои отношения с ним были ближе и доверительнее, чем с отцом. Дед был потрясающим рассказчиком. Все его истории были реальными, из жизни, и подкупали своей правдивостью и искренностью. Я мог слушать его часами. Конечно, самые болезненные воспоминания у деда были о войне, но именно в тот период начинается его, а значит и моя история ложек…»
Теплая память
Перед Игорем на столе лежали несколько видавших виды «столовых приборов», неприглядных с виду, но самых дорогих сердцу. В годы войны в Лыщицах, рядом с деревушкой Тростяница Каменецкого района, в которой жил дед Артём, был небольшой аэропорт. Его прилетали бомбить немецкие самолеты, многие из которых сами были сбиты над его территорией.
«Как известно, наши самолеты в основном были изготовлены тогда из древесины, а у немцев они были уже из сверхлегких металлических сплавов. Поэтому когда вражеский самолет сбивался, его «останки» тут же местные жители приспосабливали себе в быту. Эти ложки отлиты моим дедом как раз из обшивки сбитого самолета. Дед рассказывал, что разогретый металл лили прямо в песок, там произвольно форма ложки и создавалась. Потом надо было ещё над ней поколдовать — ложка зачищалась от неровностей и шероховатостей. Но абсолютно гладенькой она становилась уже только с годами, по мере пользования. Тут у меня и те, которые дед не успел зачистить, и те, которыми он пользовался часть своей жизни, – ложки из самолета».
В 1989 году деда Артёма не стало. Игорь с болью в сердце принял его небогатое наследство в подарок, те самые ложки, дорогие деду, ставшие теплой памятью о родном человеке. Шло время, дедовы ложки возвращали Игоря воспоминаниями в прошлое. Удивительным образом однажды он для себя понял, что ложки подталкивают его изучать историю.
«Вначале, помню, я начал искать любую информацию по тому самому аэропорту в Лыщицах. На мой взгляд, как-то необычно было в то время находиться аэропорту прямо на границе. Может, всё-таки готовились мы к войне? Цепочки интересующих меня фактов истории выстраивались одна за другой. Вникнув в одно, рождался интерес к другому. Я оброс исторической литературой. Теперь для меня изучение прошлого – важная и неотъемлемая часть моей жизни».
В роли экскурсовода
Игорь настолько серьезно вникает в историю, что его багажа знаний хватило на проведение экскурсии по Бресту и Брестской крепости в качестве экскурсовода. Она прошла на прошлой неделе в рамках проекта «Экскурсия с известными брестчанами», организаторами которой выступило общественное объединение «Наследие». Клич, брошенный в сетях, с легкостью собрал два десятка людей, которые пришли на мероприятие. Подобных встреч-экскурсий будет ещё много. Роли экскурсоводов на себя примерят знаменитые брестчане: художники, спортсмены, писатели.
Возвращаясь к теме ложек, мне припомнился известный факт из биографии знаменитого художника Сальвадора Дали, который нашел прибору необычное применение. Ложка помогала… записывать увиденное художником во сне. Отправляясь спать, Дали непременно брал в руки ложку; когда та падала на пол, он просыпался и успевал запомнить свой сон.
«Да, — удивился Игорь, — не будь это Дали! Он оригинален во всем. А я ещё заинтересовался ложкой как предметом культуры еды, — продолжил коллекционер-музыкант. — Посмотри на их разнообразие форм и размеров, здесь такое богатство инженерной и дизайнерской мысли! Вот утонченный по своей сути прибор. Он видится в руках молодой женской особы, обедающей в дорогом старинном интерьере, а это уже ложка простая, мужицкая, крестьянская».
Со стола Наполеона…
Да, чего только и откуда только нет в коллекции Игоря! Они все у него разные – от общепитовских алюминиевых, ставших в основной массе жертвами экспериментов школьников, до увесистых, приятно отягощающих руку, заставляющих аристократично выпрямить спину и начать светскую беседу. География перемещений музыканта очень широка: ЮАР, Америка, Англия, Германия, Грузия, Армения и т.д. И из каждого своего путешествия он привозит интересные экземпляры ложек.
«Стали появляться и вилки. Сложно удержаться и не купить, например, вот такой прибор. Это вилка для срезания мяса с кости. Очень горжусь двумя вот этими вилками. Впечатляет своим могущественным видом прибор времен Великого княжества Литовского из коллекции Радзивиллов. И вот ещё моя гордость – это со стола Наполеона. Здесь мы видим знаменитый ромбик с буквой N».
Как известно, армия Наполеона терпела серьезные потери при переправе через Березину, тем и объясняется хождение по рукам коллекционеров нашей страны предметов французского двора.
«Каким пафосным был Наполеон, можно судить даже по его вилке. А вот ложка немецкого офицера времен Великой Отечественной – сама лаконичность. А вот походный уже солдатский набор: ложка и вилка у немцев прятались в голенище сапога. Два обтекаемых один в другой предмета. Для меня все эти приборы по-прежнему несут в себе глубокий символический смысл. Хоть и намечается общая тенденция на их функциональность и удобство, но этот атрибут трапезы говорит о своем владельце. Я специально не чищу до блеска старинные приборы. Этот «налет» — исторический. Он по-доброму влияет на мою жизнь…»
Из истории ложки
Ложка. Для современного человека в этом предмете нет ничего необычного, мистического. Но только не для наших предков…
Ложка в давние времена была одной из немногих вещей, которые считались сугубо личными, персонализированными. Люди были уверены в том, что этот столовый прибор вбирает какую-то часть своего хозяина, поэтому его использовали в ритуалах, сопровождавших основные этапы жизни человека. Например, при сватовстве друзья жениха в доме невесты воровали ложку, приговаривая: берем курицу с ножкой, а невесту – с ложкой. Считалось, что это позволяло мужчине стать хозяином в доме, и жена от него никогда не уйдет. По истечении трех месяцев после свадьбы ложку обязательно возвращали в дом невесты. Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка в тех случаях, когда крестная мать была беременной. Эта традиция жива до сих пор – во время крещения малышу дарят серебряную ложечку, напрочь забыв о таком «атрибуте», как беременность.
В старину особенное значение придавали ложке хозяина дома. Например, ею нельзя было помешивать еду — чтобы муж не «мешался» в женские дела. Ложку хозяина семьи использовали в народной медицине – «лечили» горло, опухоли, «избавлялись» от бородавок, нарывов, родимых пятен. Перед началом жнива наши предки обязательно затыкали свои ложки за пояс одежд, чтобы не болела спина во время работы.
Всем известен факт использования деревянных ложек как музыкального инструмента. Кстати, производство тех самых деревянных ложек способствовало появлению выражения «бить баклуши». Баклушами называли заготовки для ложек. Разбивать полено на баклуши считалось среди ложкарей самой простой работой. В итоге так стали говорить про человека, который вообще ничего не делает.
Многочисленные современные археологические находки миниатюрных ложек (размером около5 см) в наборе с подвесками-бубенцами подтверждают тот факт, что ложка у наших предков была амулетом-символом, дарующим сытость и блага. Чтобы повешенный на шею амулет начал действовать, надо было проговорить: «Что было помехой счастью, напрочь сдуваю, удачу и счастье к себе загребаю». Верили, а значит помогало!
Ответить