С начала нынешнего года на основании части 2 статьи 22.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях («Незаконное изготовление и распространение продукции СМИ») суды подвергли штрафу уже 6 независимых журналистов, четверо из которых живут и работают в Брестской области.
В суд — по «эсэмэске»
Закономерной особенностью является то, что во всех случаях были оштрафованы журналисты, которые сотрудничали со СМИ, зарегистрированными в Польше, но рассчитанными на аудиторию в нашей стране: речь идет о белорусскоязычном «Радыё Рацыя» и телеканале «Белсат». При этом становится скверной тенденцией, когда журналистов-фрилансеров мало того что заранее не знакомят с протоколом и предъявленными обвинениями, но даже не приглашают в суд.
К примеру, Алину Литвинчук в нынешнем году судили уже дважды, в сумме оштрафовав на 70 базовых величин, или на 12 миллионов 600 тысяч рублей. Второй из этих процессов состоялся без участия самой Алины, а о вынесенном решении она узнала из судебного постановления, которое прислали по почте.
Аналогичным образом рассматривалось дело и в отношении Алеся Левчука, которого обвинили в сотрудничестве с независимым телеканалом «Белсат», но прислать повестку на судебное заседание «забыли». В результате брестского фрилансера наказали заочно и поначалу отказывались по телефону сообщать о принятом решении. Позднее Левчук узнал, что был оштрафован на 3 миллиона 780 тысяч рублей.
Пожалуй, самая невероятная история случилась с привлечением к административной ответственности Тамары Щепеткиной, независимой журналистки из Березы. Первое судебное слушание по ее делу не состоялось, поскольку составленный на Щепеткину протокол отправили на доработку в милицию. На следующее заседание в суд Ленинского района города Бреста журналистку вызвали не повесткой, а… sms-сообщением, отправленным на ее мобильный телефон. «Сначала я подумала, что это какой-то розыгрыш, и написала свое сообщение на номер, откуда было отправлено sms, с просьбой, чтобы «таинственный незнакомец» представился и подтвердил, что речь идет именно о явке в суд», — вспоминает Тамара Щепеткина.
Хотя никакого ответа журналистка не дождалась, в назначенный день вместе с адвокатом она всё же приехала в Брест. Каково же было удивление корреспондентки, обвинявшейся в работе на иностранное СМИ без аккредитации, когда, находясь в здании суда, на собственный процесс она так и не попала! А о вынесенном постановлении — штрафе в размере 7,2 миллиона рублей — журналистка узнала только спустя пять дней после заседания. Кстати, после рассмотрения кассационной жалобы Щепеткиной в Брестском областном суде было принято решение вернуть данное дело в суд первой инстанции на рассмотрение другому судье.
Опять «закручивание гаек»
Комментируя нынешнюю кампанию по преследованию журналистов-фрилансеров, сотрудничающих с иностранными СМИ без аккредитации, заместитель председателя общественного объединения «Белорусская ассоциация журналистов» (БАЖ) Андрей Бастунец отмечает ужесточение санкций. «Раньше дело ограничивалось вынесением предупреждений от имени прокуратуры и КГБ, теперь же фрилансеров стали массово штрафовать», — говорит Бастунец. По его убеждению, сам факт обвинения фрилансеров в «незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ» выглядит абсурдным, поскольку «изготовлением продукции СМИ» занимаются юридические лица (редакции), а журналисты лишь готовят информационные сообщения и материалы. Из этого следует, что фрилансеры не могут являться субъектами этого правонарушения, но, тем не менее, их привлекают к административной ответственности.
По данным БАЖ, с апреля 2014 года, когда эта норма Кодекса об административных правонарушениях была применена против журналистов впервые, зафиксировано уже 19 случаев наказания фрилансеров штрафами, общая сумма которых за год составила почти 100 миллионов рублей. При этом обращает на себя внимание тот факт, что во всех случаях журналистов штрафовали не за содержание публикаций, а за само появление материалов в зарубежных СМИ.
Что касается регионального аспекта, то, по словам Андрея Бастунца, «трудно избавиться от ощущения, что таким образом местные власти пытаются оказывать давление на конкретных журналистов, по каким-то причинам попавшим в немилость: именно это происходит сейчас в Брестской области». Эксперт не исключает, что на данный процесс влияет и подготовка к приближающимся президентским выборам в Беларуси, в преддверии которых в стране проводится политика «закручивания гаек» в сфере СМИ.
Свою обеспокоенность в связи с новыми фактами преследований белорусских журналистов высказала представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович. В своем заявлении, сделанном 3 апреля, она призвала белорусские власти «остановить применение ограничительных мер по отношению к фрилансерам и перестать препятствовать им спокойно и свободно делать свою работу». Кроме того, представитель ОБСЕ выразила готовность помочь властям изменить «разрушительную тенденцию» и сделать возможным диалог между правительственными учреждениями и медиа-организациями.
Что важнее: закон или Конституция?
Впрочем, и сами журналисты, подвергшиеся преследованию со стороны властей, ищут новые способы, дабы привлечь внимание к нынешней ситуации. Так, Инна Хомич, которую 1 апреля с.г. оштрафовали на 30 базовых величин (5,4 миллиона рублей) за то, что об открытии музея хлеба в агрогородке Мотоль Ивановского района она сделала репортаж не только для «Брестского курьера», но и для «Радыё Рацыя», в своей кассационной жалобе не ограничилась оспариванием вынесенного решения. Журналистка просит Брестский областной суд обратиться через Верховный суд в Конституционный суд, чтобы тот проверил соответствие закона о СМИ нормам Конституции. «Согласно статье 34 Основного Закона нашей страны, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной, международной жизни, состоянии окружающей среды». То есть, обо всех сферах, за исключением частной жизни. Открытие музея хлеба — культурное и экономическое событие, на распространение информации о котором без всяких ограничений я имею право даже как обычный гражданин, не говоря уже о выполнении профессиональных журналистских обязанностей», — отмечает Инна Хомич. В своей жалобе она также напоминает, что Беларусь подписала и ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ».
По словам Инны Хомич, основным аргументом в ее административном деле является нарушение статьи 35 Закона о СМИ, пункт 4 которого однозначно запрещает «осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных средств массовой информации на территории Республики Беларусь без аккредитации». При этом закон рассматривает аккредитацию не как право журналиста на привилегированный доступ к информации (такая трактовка присутствует в международном праве), а как инструмент препятствия журналисту выполнять его профессиональные обязанности. «Требование обязательной аккредитации нарушает мое право на свободный доступ к информации и ее распространение, что противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах и Конституции Республики Беларусь», — убеждена Инна Хомич и рассчитывает получить конституционную оценку статей Закона о СМИ, регламентирующих условия труда журналистов иностранных СМИ, а также самого понятия «аккредитация».
Ответить