27 февраля в Брестской областной библиотеке им. М.Горького состоялась презентация новой книги «Брест. Лето 1941» — с подзаголовком «Документы. Материалы. Фотографии». Вроде бы локальное культурологическое мероприятие собрало весьма представительное сообщество историков из Бреста, Пинска, Минска, краеведов, музейщиков, архивистов, журналистов и неравнодушных горожан.
Подаваемая как сборник, более чем 700-страничная книга о Бресте написана и составлена под руководством молодого немецкого историка – докторанта из Лейпцига Кристиана Ганцера. Среди составителей – кандидаты исторических наук Ирина Еленская, Елена Пашкович, Евгений Розенблат, Сергей Струнец. Сборник стал результатом международного научно-исследовательского проекта. Его создатели акцентируют, что с 22 июня 1941 года шли не только бои за Брестскую крепость. В это время в Бресте велось установление оккупационной власти и проводились первые массовые расстрелы еврейского населения, что стало началом Холокоста на белорусской земле.
В предисловии и вступительной статье Кристиана Ганцера транслируется концепция сборника; также авторы предлагают документальные материалы как основу для научных исследований специалистов и всех, кто интересуется историей войны.
Открывая презентацию, директор библиотеки Тамара Данилюк напомнила: почти 75 лет прошло с начала обороны Брестской крепости, но говорить о ней нужно и должно. А разговор в библиотеке – это дискуссия, что также подтверждает животрепещущее развитие исторической темы о начале войны.
Модератор презентации Николай Александров отметил уникальность новой книги о Бресте – с точки зрения впервые представленных в ней документов и материалов.
Инициатор, двигатель проекта Кристиан Ганцер вел поиск немецких документальных источников – и нашел их, несмотря на все большую временную удаленность от начала событий в Бресте. В своем выступлении, кстати, на внятном русском языке, Кристиан изложил свой взгляд на историографию войны 1941 года в Бресте. По его мнению, изучение обороны Брестской крепости в советское время велось на принципах ее героизации, односторонне по отношению к источникам с немецкой стороны военных событий. Представление немецких документов и материалов того времени – это новая фаза историографии; в ней важно, что идет поиск отображения не столь проявлений героизма, сколь истины, точной картины событий, что вовсе не умаляет мужества защитников крепости.
Существует выражение, что нельзя переписать историю. Но каждое новое поколение исследователей былого находит новые источники и… переосмысливает историю. Науке свойственно то, что она меняет наши представления, и в ней существует прогресс.
Одна из участниц проекта, историк из Полесского университета в Пинске Ирина Еленская назвала событием выход нового сборника о Бресте в начале войны. Ценность книги в том, что она предлагает разные точки зрения, документы противостоящих сторон. И важно, что документы эти публикуются в переводе и на языке оригинала.
Для справки: в сборнике 188 немецких, советских и польских текстовых источников, а также 122 визуальных источника. Это служебные и личные документы, чьи авторы — от генералов и чиновников до простых солдат и жителей Бреста, от свидетелей и жертв до преступников.
Кандидат истоических наук Евгений Розенблат подчеркнул ценность находенных Кристианом Ганцером дневников немца — участника военных событий в Бресте. Историк отметил, что в брестских архивах отсутствуют многие ценные документы военного времени, поскольку их отдавали в столичные ведомства СССР. Так, изучая архивы в Институте истории Российской Академии наук, брестский историк обнаружил интервью 1944 года Самвела Матевосяна, защитника Брестской крепости.
Существуют несколько документальных массивов, в которых исследователи откроют еще немало. А в целом новый сборник «Брест. Лето 1941» — та справочная база, которая станет подспорьем для будущих исследований, считает Евгений Розенблат.
Из Минска приехал в Брест на презентацию новой книги ее рецензент, кандидат исторических наук Сергей Новиков. Он напомнил о роли Сергея Смирнова в деле восстановления исторической истины об обороне Брестской крепости, о судьбах ее защитников, прошедших немецкий плен и советские лагеря. И назвал новую книгу уникальным явлением не только в белорусской, но и европейской историографии. Из 723 станиц сборника 570 занимают фотодокументы, немало страниц отданы комментариям. В этом неоспоримая научная ценность издания. Другое дело, готовы ли мы воспринимать авторские очерки К.Ганцера и его коллег – поставил вопрос историк.
Модератор встречи Николай Александров напомнил о том, что ноябре 2016 года отметит юбилей Музей обороны Брестской крепости, и предоставил слово заместителю директора мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Ларисе Бибик. Она отдала должное большому коллективному труду и высказала сожаление, что он отобразился в основном в подготовке документальной части сборника. А хотелось бы прочитать авторские статьи – помимо концептуальной статьи К.Ганцера. Лариса Бибик подвергла критике то, что в книге, по ее мнению, прослеживается дегероизация событий лета 1941 года в Бресте. Она напомнила об огромной исследовательской работе советских историков, о публицистическом подвиге Сергея Смирнова, выведшем Брестскую крепость из тени, высветившем историческую истину. Его дело продолжили белорусские историки, Музей обороны Брестской крепости. Плоды деятельности музейщиков — в многочисленных публикациях, в новых музейных экспозициях, в восстановлении имен погибших защитников, которые появляются на плитах мемориала.
Модератор встречи подчеркнул, что хотя в библиотеке происходит научная дискуссия, но по факту она ведется не по поводу уникальной документальной части новой книги, а скорее, в связи с предисловием Кристина Ганцера.
Так произошло и в следующем выступлении директора Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григория Бысюка: позитивно оценив научную и историческую ценность опубликованных новых документов, он зачитал письмо сына защитника крепости Алексея Костикова – с откликом на концепцию книги, изложенную в тексте К.Ганцера, переходящим в политическую плоскость современности. На что эмоционально прореагировал зал.
Позже эта подогретая эмоциональность проявилась в выступлении брестчанина, который высказал неприятие немецкого автора – как врага, пусть спустя 75 лет и занятого исследованием истории войны, поиском истины.
Это болезненное восприятие Великой Отечественной с нашей стороны отметил в своем слове Владимир Зданович, занимающийся историографией войны. Он размышлял о том, почему написаны и изданы тысячи книг, сотни научных монографий о партизанском сопротивлении, и нет среди них ни одной кандидатской или докторской диссертации о начале войны в 1941 году.
Логическую точку в дискуссии поставила старейший музейщик Бреста Татьяна Ходцева, отдавшая десятилетия трудам по восстановлению истины и справедливости о героической обороне Брестской крепости – начиная с сотрудничества с Сергеем Смирновым.
И хотя вслед за ней еще выступил не один человек, ее мудрые слова, призвавшие к терпимости, гуманности, миру, были самыми весомыми.
—Любовь ПАВЛОВА
Фото Алеся ПОПЛАВСКОГО
8 комментариев
Пчелка
29.02.2016 в 15:43лучше не «находенных » а «найденных, а?
Студент
29.02.2016 в 16:46Не понятно, почему в Сборнике только статья Ганцера?
У него всего лишь степень магистра. А докторскую неизвестно, когда он еще защитит. И защитит ли он ее вообще. В то время как в коллективе авторов Сборника есть и повыше рангом и более информированные по теме. На сколько их мнение и опыт был принят во внимание при формировании методологии? Не известно. Читаем исключительно сентенции Ганцера. Как-то это все не скромно со стороны ученного из-за рубежа, руководителя по сути международного авторского проекта. Попахивает подавлением чужого мнения и самолюбованием. Так не поступают в международных проектах.
Швондер
02.03.2016 в 11:33Слышь, Студент, лучше бы спросил у музейных работников «сидящих» на документах почему они за столько лет не выпустили ни одной толковой хотя бы публикации,не говоря уже о книгах. Почему за них это делают Ганцер ,Алиев, Рыжов, Суворов, Сарычев, Бешанов, Дердей?
Виталий Закржевский
02.03.2016 в 09:17Студент, а скромно ли будучи студентом поучать тех, кто имеет хотя бы какую то степень в науке?
С другой стороны- иной раз совершено неизвестные в научном мире люди делали выдающиеся открытия. История не относится к числу точных наук и позволяет интерпретировать события в угоду «текущему моменту» ,особенно у нас, где все последние годы Идеология превалировала над Фактологией
Думаю. что отрицать это Вы не станете!
Камо
04.03.2016 в 20:34Г-н Ганцер явно лукавит в его пресловутой борьбе с «советским нарративом», так как он сам порождает своего рода новый нарратив. Вникнем в этот нарратив Ганцера, несмотря на массовое его отторжение. То он говорит: «О героизме, как об историческом факте, я вообще не писал». А потом изрекает, что результаты его исследований противоречат постулатам героического нарратива. Значит изучал и писал, если принародно отрицает. И опять: учёные не занимались исследованием героической обороной. Вот это научное открытие! Значит, ни музей обороны, ни писатели ничего не исследовали? Или Ганцер только один ученый в этой теме? Какая глупость в логике этого господина! Значит, он подобно большевику решил «разрушить все до основания» и строить наконец науку? Какую? Зачем? Открыть кому-то глаза? Кому? На Западе? Там эта наука никому не нужна и бесплатно. Нам? Что бы в крепость перестали ходить? Скорее всего, так. Ни словом, никак он не отметил, что конкретно достоверно было установлено в послевоенных исследованиях разными авторами у нас. Ничего. Только одни отрицания и обвинения. Ну, исправят у нас все, откорректируют, что достоверно будет доказано, озвучат, что замалчивалось. Что тогда останется у Ганцера? Наука? Он не способен с нуля все это исследовать. Жизни не хватит. Останется только нарратив Ганцера. Подобие жалобной книги, а не наука.
И еще. О замалчивании. Пример из недавней истории. Все знают, как в той же Германии бесстыдно замалчивали в прессе подробности горячих событий в Украине. По-прежнему прикрашивают эту печальную историю для Европы. Только сейчас по крупицам восстанавливают жуткую картину Майдана, но ничего историки не собираются переписывать в той истории. Поэтому понятно, какую объективность можно ожидать от западных нарративов в исторической плоскости по нашей героике.
Георгий
07.03.2016 в 21:24Камо, я вижу, что Вы не читали эту книгу, и говорите о том, чего не знаете.
В вашем тексте, я вижу только ненависть к Западу и Украине. У кого что болит, тот о том и говорит!
Виталий Закржевский
06.03.2016 в 19:54КАМО, я бы мог ответить Вам так,как Вы судя по тексту,Вы заслуживаете: Вы несёте ахинею! Но одновременно- прошу вас оставить свой адрес с редакции и вполне возможно я лично приглашу Вас на мероприятие, которое позволит Вам вполне взвешенно, главное без идеологических закидонов почувствовать что история- это не идеология, а совсем другая штука!
Прочтите книгу, посмотрите что там- а там 95% документов и всего 5% оценочных характеристик автора. И Вы сами поймёте то, что нам как лгали, нагло и подло, так и продолжают…причём лгут лицемерно,- якобы прославляя подвиг тех, кто уже ответить и свидетельствовать не может. Лгут ради собственной выгоды, ради своего спокойствия. А в книге масса документальных примеров в том числе и Советских, некоторые из них впервые увидели свет! Почитайте, а потом начинайте свару!!!
Татьяна
07.03.2016 в 17:18Люба, спасибо за информацию. Хотелось бы эту книгу иметь в библиотеке, чтобы освоить и усвоить то, что в ней представлено. Ты знаешь, как дорого и интересно всё то, что появляется в информационном поле о Брестской крепости.