Будучи тренером спортивной команды, мне много приходится передвигаться по свету. На соревнованиях и сборах объездили пол Европы, ну и с семьей еще в Турции бывали. Меня всегда увлекала дорога, — новые места, люди, но куда приятнее было возвращение домой, в свой город. Я очень любила его, когда была маленькой. Он казался мне большим и красивым. Особенно радовали лебеди и каштаны, что обитали на Набережной.
Прошли годы, я так и вспоминаю ту цветущую Набережную, но, продвигаясь по дорогам других стран, ловлю себя на мысли, что теперь уже просто заставляю себя любить свой родной Брест. Не буду вдаваться в подробности, просто скажу, что когда часто бываешь в других измерениях, то сравниваешь, взвешиваешь достоинства и недостатки, оцениваешь на расстоянии. И возвращаешься мыслями к месту, которое тебя в дороге «зацепило». Вспоминаешь, как едешь сначала автобаном, а потом сворачиваешь на шоссе, где-нибудь в «буржуазной» стране, растворяясь в незнакомом городе, нет-нет да натыкаешься на зеленую сказку. И кажется порой: ну деревня деревней, а почему-то есть такое в каждом малом или большом городе, что завораживает. Не бутики и запахи дорогой косметики, нет. Почему-то это пруды и утки, формы из причудливо остриженных вечнозеленых растений, обязательно кролики или павлины посреди города, которые просто убивают наповал. И где бы ты ни оказался, к удивлению, на улицах не раз встречаются эти королевские птицы, а в Голландии перемешанные еще с разными видами гусей и уток. Вокруг этих диких существ мирно протекает суетливая европейская жизнь. Спешат куда-то машины, летят велосипедисты, гуляют седовласые люди со своими собачками, а рядом природа бушует красками и голосит переливами птиц.
Если бывает полдня времени, я обязательно знакомлюсь с городом, его архитектурой. Не имея достаточных средств на бутики и рестораны, погружаюсь в незнакомые улицы или парки, каких во всех европейских городах достаточно. Вспомните, если бывали за границей, может ли быть Берлин или Краков без утопающих в цвету скверов и парков?
Будь то Нью-Йорк или Токио, там тоже посреди мегаполиса всегда можно встретить и парковые ансамбли, и спортивные городки, и уток, и белок. Самым большим удивлением в других странах остается то, что когда находишься в черте города, натыкаешься на ограду или водный канал, за которым мирно пасутся олени и косули. Для многих европейских и американских городов это нормально. Так запланирован был город, что дикий растительный массив просто огораживался и немного уединялся от людей. Если бывает оказия побывать там, «у них», то обязательно обратите внимание, что есть такие островки почти в каждом европейском уголке.
Варшаву знают многие из нас не понаслышке. Когда кроме торговых галерей «Аркадия» и «Блю Сити» вам выпадет прогулка по городу, вы наверняка удивитесь количеству певчих птиц и уток. А если переступить ворота любого из старинных парковых ансамблей, будь то Виланов, Лазенки или Уяздов, то в дополнение к белкам, уткам и павлинам вы сможете получить в подарок встречу с пугливой косулей или осторожной лисой. Что делают там все эти животные? Проживают на законных основаниях, гармонично вписанные в ландшафты трехмиллионного города. Парковая архитектура столицы на достаточно высоком уровне. И порой кажется, что 16 районов Варшавы, которые возглавляют 16 бургомистров, затеяли многолетнее соревнование, кто больше заложит парков и оборудует уличных площадок спортзалами под открытым небом.
Но снова к Бресту. Пока некоторое время назад наш родной город охватывала плиткомания и застройка Советской, там, «у них» зарождалась тенденция отдельных велороллерных артерий из гладкого асфальта и округлённых виадуков – переходов для велосипедистов, спортивных тренажеров под открытым небом и парков с максимальной теневой защитой от солнца, количество несчастных случаев с велосипедистами на дорогах снижалось от года в год в несколько раз.
Я ничего не имею против новых построек на Советской, но вот ситуации с отсутствием очаровывающих парков, объектов для массового активного отдыха народа и даже с банально застрявшими в расщелине каблуками или съехавшим от попадания в скос роликами просто хорошо знакома. Это ерунда, думаешь позитивно и всегда ищешь другие моменты, но все-таки «им», соседям, завидуешь по-хорошему в этом плане урбанистической инфраструктуры. Наши люди только пару лет как сообразили, что велосипеды и парки – это благо, здоровье и семейное единение. И массово двинулись на улицы. Но нет у нас пока ни культуры, ни привлекательных зон для бесплатного активного отдыха. Зато есть тяга, и она растет. И если раньше самым популярным считался кружок компьютеров, рисования или танца, то теперь не пробиться в секцию, где детей учат кататься на роликах.
И вот мы возвращаемся к началу моих рассуждений. Все хотят активно проводить время на свежем воздухе. Выучится этот ребенок ездить на роликах, а кататься где? Если мы живем на Востоке, то до Гребного канала нет прямого транспорта, пару остановок в пути и пересадка. Парк отдыха им. 1 Мая – заполнен мамочками с колясками и детьми. Парк воинов-интернационалистов имеет пробитый корнями деревьев асфальт 40-летней давности.
На всех улицах города плиточно-бордюрный режим. Детям до 14 лет на велосипедах и роликах появляться вне зон отдыха ГАИ никак не велит. Приезд в школу на велосипеде – событие вообще из ряда вон выходящее.
А что делать, если быть здоровым и некурящим все более в топе и в моде? Им куда? Парковое пространство у нас в городе вроде и имеется, но – как-то не хочется сравнивать с «чуждыми» нам по идеологии иноземными парками. И дело тут не в дорожках, фазанах и павлинах, которые у нас не прижились, дело, наверное, в общем подходе ко всему обустройству нашего досуга. Ведь даже когда и появляется финансирование и, например, райцентр претерпевает реформации по имени Дожинки, то, по сути, подходы и ментальность обустройства территории почти не меняется. Раньше мы управляли своими дворами сами. А теперь – закон! Дерево посадить без утверждения нельзя. Люди все больше изолируются в норы, мало общаются и не устраивают субботники.
Вот и пустеют после застройки нового района дворы, обустроенные по последним требованиям яркой игровой площадкой и контейнерами для мусора. Так и остаются пустырями на семи ветрах. Тут же всегда хочется задать вопрос к ландшафтным архитекторам родного города: почему там у «тех», даже в бедной Азии, на камнях и песке все густо зеленеет и цветет, а мы пределом ландшафтно-архитектурного творчества считаем выложенные из анютиных глазок юбилейные надписи на холмиках и обрезанные на полствола деревья?
Наблюдаю год за годом я свой родной город и выискиваю самые позитивные черты. Что всегда радует, это чистота. Может Приезжают к нам гости и всегда подчеркивают, есть и у нас своя изюминка: чисто. Ну а зелень, уличные тренажеры и белки – дело, дескать, наживное. быть, нашим детям будет когда-нибудь мотивация снова выдвинуться во дворы и парки, оторвавшись от гаджетов электронно-сколиозного направления. И у нас где-нибудь в центре города тот же гость или ребенок очаруется зеленой сказкой, украшенной лабиринтами зелени, кроликами да павлинами. Помечтать не вредно…
Клеве – небольшенький городок на границе Германии. Центр города — парк с многовековыми платанами. Тут же олени, гуси и гагары. Не надо ехать в Пущу за 60 км, чтобы купить еще въезд для пешего и велосипедиста, чтоб увидать за решеткой оленя. Все — вот под рукой на расстоянии глаз при распитии чашки кофе.
Гуси, утки и парк в самом центре городка.
Ответить