Иногда он просыпается среди ночи, проходит на кухню и не может понять: что же его встревожило? Память упорно ищет причину — и не находит. Остаток ночи проходит в легком забытьи, а наступивший день с его хлопотами и заботами гасит тревогу. Если по большому счету, причин для беспокойства нет. Жизнь его течёт плавно и неторопливо, совсем как речушка детства Лесная. Он стал замечать, что с годами память всё чаще и чаще стала возвращать его к тем, казалось, незначительным событиям и явлениям, но события эти вдруг так отчётливо всплывали в памяти, будто кто-то невидимый заставлял всё вспомнить… И особенно к пребыванию во Вьетнаме в 1970-х прошлого века.
Володя Омельянюк родился в простой крестьянской семье в деревне Ступичево Каменецкого района, совсем рядом с Беловежской пущей. Родители его Яким Кузьмич и Анна Матвеевна – люди степенные, трудолюбивые, по-житейски мудрые, уважаемые среди сельчан, старались привить своему многочисленному потомству любовь к труду, к месту, где родился, – проще говоря, к родине. Жизнь юноши текла, как у большинства сверстников: учёба в школе, помощь родителям по хозяйству и колхозу в жаркие дни летней страды. Так постепенно ковался характер парня, спокойный, уравновешенный, и не раз замечал отец Володи: «Ну вылитый дед…»
А вот и военная труба позвала в дорогу, наполнив калейдоскопом событий жизнь.
До сих пор Владимир Акимович удивляется, как паренёк из скромной белорусской вёски сумел постичь нелёгкую солдатскую науку. А постигать было что. В войска начала поступать новая техника, особенно в ПВО. Сбитый американский разведывательный самолёт U-2 над Свердловском показал: противник проверяет возможности наших ракет по уничтожению воздушных целей на высоте двадцать километров и более. Как одного из лучших специалистов в полку боевого дежурства в городе Никополе, Владимира направляют в порт Южный на Кубе. Что там пришлось выполнять нашим ребятам, до сих пор тайна.
После срочной службы вызрело твёрдое желание поступать в Житомирское военное радиотехническое училище, ведущее подготовку кадров для войск ПВО. Лейтенантские погоны легли на плечи курсанта Омельянюка.
Позади три года срочной службы и три года в училище. Может ли наш молодой современник хоть на мгновение представить, что это такое, когда нынешний срок службы составляет полтора года?
Как радовались и гордились своим Володей отец и мать! Их сын офицер! Но, наверное, больше всех радовалась его ненаглядная Саша. Свадьба была весёлой и грустной – скоро в дорогу к первому месту назначения.
Закрутилась, завертелась офицерская служба. Год пролетел, как день, и вот уже доченька топает ножками по квартире молодых родителей.
Недолго продолжалось безмятежное счастье. Газеты пестрели короткими сводками с мест кровопролитных боёв армии и партизан братского Вьетнама. Американские вояки затопили в крови страну, не желавшую жить под игом чужеземцев. Как это нам знакомо!
Не один год полыхала война на вьетнамской земле. Государство по 17-й параллели было разделено на Север и Юг. Север отчаянно сопротивлялся американской агрессии, несмотря на ковровые бомбардировки, применение напалма, который выжигал всё живое. Те, кто это видел и испытал на себе, утверждают: это бесчеловечная доктрина геноцида в отношении целого народа. Зря думали идеологи той войны, что всё сойдёт им с рук. Но возмездие наступило. Плечо подставил СССР. Советское государство было заинтересовано в ликвидации очага напряженности. Я думаю, что это напоминает читателю нынешние события на Ближнем Востоке.
Вместе с вьетнамскими патриотами плечом к плечу сражались наши добровольцы, особенно те, кто служил в войсках ПВО. Когда лейтенант Владимир Омельянюк подал рапорт о направлении во Вьетнам, конечно же, он думал и о любимой жене Саше.
Офицерские жены. Не хватит слов рассказать о вашем терпении, нежности и верности, лишь одном желании – дождаться любимого, куда бы ни забросила его офицерская судьба…
Владимир Омельянюк вспоминает:
— Ровно гудели двигатели транспортного самолёта. Летели ночью, чтобы не привлекать внимания вражеских самолётов. Пошли на снижение. Аэропорт Ханоя, столицы Вьетнама, встретил приглушённым освещением и необычайной жарой. Повышенная влажность в сочетании с жарой напомнила русскую парилку. Кто-то из ребят пошутил: «3ря берёзовых веничков не захватили…» Снизу трапа густой бас произнёс: «Всё будет, ребята, обещаю».
Сойдя вниз, мы увидели говорившего — это был мужчина в гражданской одежде, по-южному загорелый и, как нам показалось, с лукавым прищуром карих глаз: «Надо сказать, мы прибыли в служебную командировку с легендой, что мы — работники сельского хозяйства: агрономы, зоотехники, ветеринары». Это постоянно было предметом шуток в нашей офицерской среде, — улыбнувшись, сказал Владимир Акимович.
Встречающий подвёл нас к группе военных и доложил, что команда представителей ПВО для выполнения боевой задачи прибыла.
Для лейтенанта Владимира Омельянюка начались суровые армейские будни. Их подразделению необходимо было подготовить для боевой работы пусковые установки. За три дня группа Владимира отремонтировала 60 неисправностей в аппаратуре.
Привыкание к необычному климату привело к бессоннице, постоянно мучила жажда. Каждый день налёты американской авиации. А тут ещё проблема: дело в том, что израильтяне в Сирии захватили четыре комплекса С-75 и продали американцам. Там специалисты тоже не лыком шиты, установили нужные им частоты и стали создавать над Вьетнамом интенсивные шумовые помехи по ответному каналу. Результативность поражений воздушных целей резко упала. Пришлось поломать голову и нашим ребятам. Статус-кво было восстановлено. На войне как на войне – и радости, и горести. Погибали ребята, защищая, казалось бы, чужую землю, но она делалась своей. Война со стороны Севера была справедливой и освободительной.
Ну, а что наш герой рассказа? Когда воевал, пришла радостная весть: любимая жена Саша подарила сына. Командование отметило его службу во Вьетнаме орденом Красной Звезды. Подполковник запаса, воин-интернационалист, ветеран Вооружённых Сил любит повторять: «Уроки истории учат нас, что никто не учит уроки истории…».
Кстати, спустя сорок лет вьетнамцы, помня помощь, которую им оказал СССР в войне с агрессорами, пригласили в гости наших соотечественников. Подполковник Владимир Омельянюк был единственным из Брестской области. Какой была встреча, красноречиво говорят фотографии, привезенные домой.
Историческая справка:
Всего американцы во Вьетнаме применили 4100 самолётов и 5100 вертолетов. Из них половина была сбита нашими комплексами С-75. Союзники США потеряли 2000 самолетов. Погибло 56000 военнослужащих.
Огромные потери понёс героический вьетнамский народ. В 1968 году налёты авиации США прекратились. Заслуга по срыву замыслов американских военных стратегов по праву принадлежит нашим дивизиям ПВО.
1 комментарий
Игорь
07.04.2016 в 15:22цитата:
«…Сбитый американский …… противник проверяет возможности наших ракет по уничтожению»
«…..зря думали идеологи той войны, что всё сойдёт им с рук. Но возмездие наступило. Плечо подставил СССР. Советское государство было заинтересовано в ликвидации очага напряженности.»
» ….Заслуга по срыву замыслов американских военных стратегов по праву принадлежит нашим дивизиям ПВО…»
Прочитал, словно вернулся на политзанятия времен развитого социализма 70 г. прошлого века.
Чистой воды советский агитпроп, сожалеющий о былом и нищем величии СССРа.
Интересно как так случилось, что теперь дети нынешних вьетнамцев предпочитают ехать учиться в агрессивную США и загнивающую Европу, а не в светоч всего человечества — Москву.
Не зря М.Тетчер говорила, что социализм хорош до тех пор, пока деньги не кончились.
А у автора в голове один социализм.