«Всё в мире начинается с малого: маленький росток становится большим деревом, ручеёк вливается в реку, слова перерастают в предложения и большие романы, из нескольких нот сочиняются великие мелодии. Вот так и мы – начинаем познавать жизнь в школе. А потом, во взрослой жизни, опираемся на свой ум и те знания, которые здесь получили».
Вместе с Надеждой Николаевной Кузьминой я прогуливалась по коридорам школы, которой она посвятила всю себя, преподавая здесь русский язык и литературу. В какой-то момент наш неспешный разговор прервал звонок. Из учебных кабинетов высыпали как всегда шумные учащиеся. Надежда Николаевна ежеминутно с кем-то из ребят вступала в разговор…
«Кого-то май выпустит из этих стен уже во взрослую, самостоятельную жизнь, а кто-то отправиться на летние каникулы набираться сил на новый учебный год. Школа – это маленькая жизнь. Ее проживает каждый, и она, мне кажется, основной этап судьбы. А для меня школа и вовсе вся моя жизнь…».
Надежда Николаевна из тех, кто жил педагогикой, а не просто работал учителем. Таких узнаешь сразу – по уверенной неторопливой походке, выверенным временем движениям, мудрым словам. Нет в таких учителях ни суетливости, ни раздражительности, ни зла, лишь иногда где-то в глубине глаз мелькнет искорка усталости. Они внимательны к своим ученикам – радуются их успехам и тревожатся из-за неудач. Как бы банально это ни звучало, но они просто любят детей и никогда не бывают черствы душой. А стать Надежде Николаевне именно таким педагогом помогла сама жизнь и встречи на своем жизненном пути с прекрасными учителями.
«Я помню, как это было для меня волнительно. Далекий 1955 – я иду в первый класс! – вспоминает Надежда Николаевна. – В брестской СШ №8 я попала в такие теплые и внимательные руки первой учительницы Анны Ивановны Ивановской, что желание учиться у нее заставляло меня бежать вприпрыжку в школу. Неудивительно, она стала потом Заслуженным учителем БССР. Знаете, на 80-летие Анны Ивановны весь наш класс пришел к ней в гости. Нам по 60 уже самим было. Представляете, она каждого из нас вспомнила и назвала по имени и фамилии. Мы сами, к стыду своему, друг друга подзабыли. А она нет! Анна Ивановна, кстати, мне в свое время сказала, что быть мне учителем. Мол, у меня всё для этого есть».
Из опытных рук первого педагога Надежда попадает в такие же опытные руки Нины Николаевны Киреевой – географа, а по совместительству и классного руководителя.
«Нине Николаевне сейчас уже за 90. Мы ее беззаветно любили и любим! Она посвящала нам себя целиком. А ведь у нее была семья, свои заботы. Но она проживала вместе с нами нашу жизнь. Мы пропадали вместе с ней в походах, экскурсиях. У нее не было с нами выходных дней. За её душевность и самоотдачу мы не могли себе позволить хоть чем-то ее огорчить. Мы для нее старались быть лучшими, чтобы она нами гордилась. Она любовью и заботой сделала из нас настоящих людей. До сих пор ей ни за кого из нас не стыдно. К сожалению, не так и много есть педагогов, о которых с теплом и радостью, нам, уже будучи взрослыми, захочется рассказать своим детям. Мне в этом смысле повезло. Наверное, и я стала педагогом, потому что были яркие примеры, на которые хотелось равняться».
С 1968 года Надежда Николаевна стала преподавать, параллельно учась в Брестском педагогическом институте.
«Моим первым местом работы была школа-интернат в Малорите. Сказать, что сложно работать с обездоленными детьми, это ничего не сказать. Мое сердце разрывалось от переживаний за них. Я помню девочку Любу, она была сиротой. Чтобы хоть как-то ее поддержать и чем-то порадовать, я привозила её к себе домой в Брест, водила её в парк на карусели. К счастью, нашлись родственники у нее где-то в России, и они ее забрали к себе. Так не должно быть – дети не могут расти вне семьи…»
К счастью, у самой Надежды Николаевны семейная жизнь сложилась удачно. Она вышла замуж за… одноклассника. На их свадьбе гулял почти весь класс. У них родилось двое деток – сын и дочь. Дочь, кстати, тоже имеет самое прямое отношение к педагогике – она воспитатель в детском саду.
Я спросила у нее: как не ошибиться в выобре профессии?
«Я вам вот как отвечу. К урокам готовилась я очень ответственно. Пропадала в библиотеках в поисках интересного материала. Начинала новую тему, т.е. изучение произведений кого-то из авторов так, чтобы вызвать максимальный интерес к писателю, поэту. Я влюбляла детей в литературу. Помню, нам в классе предстояло изучать творчество Лермонтова. Начала урок с того, что прочла наизусть «Мцыри». Дети чувствуют, что вы стараетесь для них. Знаете, профессией надо болеть всем сердцем. Если вы готовы отдать себя работе целиком и полностью – тогда это ваше. Зачастую мне было неловко перед своими собственными детьми – я всегда была занятой мамой. Свободное время проводила за проверкой тетрадей. Но чем старше они становились, тем больше понимали мое «погружение» в профессию».
В какой-то момент разговора мы подошли к кабинету русского языка и литературы, который был в СШ №20 родным для Надежды Николаевны 30 лет. Классная комната оказалась свободной.
«Я не могу избавиться от трепета и какого-то особого волнения до сих пор, когда открываю эту дверь. Видите эти иллюстрации на стене? Когда-то мы с коллегой искали по всему городу художника, чтобы он сделал эти рисунки по «Евгению Онегину»…»
Надежда Николаевна медленно пошла между рядами парт, легонько касаясь пальцами рук каждой из них. Она безошибочно помнила, здесь сидела отличница Катя, а здесь «вечный двигатель» Сашка. Повисла щемящая сердце тишина.
«Не бывает плохих учеников. Бывают плохие учителя. Я в этом уверена. Помню, был у нас один проказник, ох и любитель похулиганить. В один из дней он не пришел в школу. Я узнала, что он попал в больницу, и тут же поехала к нему. Мы говорили с ним долго и обо всем. Начали со скупого разговора о болезни, как его «скорая» забирала, а заканчивали беседовать настоящими друзьями. Вы не представляете, как он изменил свое поведение в школе! Вначале лишь со мной был вежлив, а потом со всеми выровнялись отношения. Мы дружим до сих пор с ним. Недавно вот с его мамой случайно повстречалась в городе – долго не могли разойтись.
Учителю нужно досконально знать свой предмет, но главное – это отношение к детям. Без любви к ним в школе делать нечего. Нельзя годами ходить на нелюбимую работу и не оставлять в сердцах своих учеников никакого следа, кроме раздражения или даже страха. К сожалению, возраст и состояние здоровья не позволяют мне уже работать, но в моей жизни – школа и дети были, а значит, есть и будут. И это такое счастье!»
Надо сказать, что сегодня на Надежду Николаевну в школе возложена ответственная должность. Она председатель ветеранской организации. 53 педагога-пенсионера находятся под её пристальным вниманием.
«Недавно вот у Виктора Николаевича Румянцева был юбилей. Он в прошлом учитель физкультуры в нашей школе. Мы ему торт в форме футбольного мяча подарили! Это так важно – помнить тех, кто шел с тобой по жизни рядом».
Светлана ВЕРТИНСКАЯ (фото автора)
Ответить