«Когда я впрягаюсь в телегу, со стороны трудно понять кто идет- иудей или православный. Да и какая разница, какой веры ты человек, если ты из последних сил тащишь свой воз?»
Тевье–молочник, чью роль в программе «Хава Нагила, или Давайте радоваться!» на очередном вечере в рамках цикла «Концерт в музее» на себя примерил Владимир Ящук, сразу погрузил собравшихся в философские раздумья над пониманием мира и смысла жизни.
Из уст пожилого еврея прозвучало 13 монологов, и каждый из них подарил присутствующим незабываемые эмоций. Тевье тосковал о матерях стихами Шуламиты Чепелы. Он призывал быть светом для попавших в беду, вспоминая «список Шиндлера». Он говорил о символе веры, цитируя Ветхий Завет. Он сочинял музыку в эмиграции. Он задавал вопросы и находил на них ответы…
«Боже Милосердный, если ты создал человека человеком, а лошадь лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в книге судеб».
И, конечно, Тевье, в этот вечер, как это свойственно еврею, много шутил и сыпал анекдотами.
«Вы знаете, что Одесса до сих пор стоит на море. Это знают даже дети, но даже взрослые не могут объяснить, почему на привозе больше нет свежей рыбы. Фиш не тот, не тот коленкор! Нет копченой скумбрии с тонкой золотистой шкуркой. Куда-то подевались знаменитые бычки. А если они и есть, то это уже не бычки, а воши…»
Не смог не упомянуть Тевье и Губермана, чьи стихи сорвали аплодисменты присутствующих .
Еврейского характера загадочность,
Не гений совместила со злодейством,
А жертвенно-хрустальную порядочность ,
С таким же неуемным прохиндейством.
Яркие и эмоциональные монологи ведущего сменяли музыкальные номера в исполнении ансамбля «Рапсодия». Звучала «Увертюра на еврейские темы» Прокофьева, «Мелодия» Туренкова, «Концертино» Перельмана, «Танго» Десятникова и многие другие произведения.
В заключении программы Тевье вышел к публике с маленькой девочкой.
«Весна. Потеплело. Смотри, вон то большое дерево посадил мой отец, когда я родился. Оно называется дуб. Дуб старый, но все ещё стоит. Я рядом посажу березку в твою честь. Будете вместе расти…наперегонки».
Ну, что тут скажешь… Зал аплодировал стоя.
«Премьера этой театрализованной программы состоялась в феврале в нашей филармонии, — рассказал мне в беседе после концерта Владимир Ящук. – По отзывам мы поняли, что имеет смысл ее показать еще. Полный зал зрителей сегодня здесь в художественном музее Брестской крепости подтвердил это».
— Как родилась идея для постановки и почему вами выбран Тевье главным героем?
— Знаете, этот тот редкий случай, когда тема позволяет работать на контрасте. Я о том, что, говоря о судьбах евреев, можно и плакать, и смеяться. На век евреев выпало много жизненных невзгод. И всякий раз, преодолевая их, они не пускали в свою жизнь пессимизм. Мир рушился, а отчаяния у них не было. Это великий народ. Это талантливый народ.
А в персонаж Шолом-Алейхема Тевье я влюблен давно. Он излучает неиссякаемый оптимизм и переполнен юмором. Вспомнить хотя бы вот это его изречение: «Помирал с голоду вместе с женой и детьми трижды в день, не считая ужина». Поэтому когда с руководителем ансамбля «Рапсодия» Андреем Кириловичем мы начали работу над проектом «Хава Нагила», Тевье не мог не появиться в нем.
Зрители концертной программы не спешили в этот вечер расходиться по домам. Большинство отправилось на прогулки по территории крепости с задушевными беседами.
— Помнишь, как говорил в спектакле Тевье, — обратилась к своей юной дочери одна из женщин. — «Мир вокруг нас прекрасен. О нем нужно всегда заботиться».
— Да, мама. Если мир повредишь, исправить это будет некому. Я это не забуду…
Светлана ВЕРТИНСКАЯ (фото автора)
Ответить