Пока белорусские власти погружались в эпохальное — с их точки зрения — политическое действо и строили амбициозные планы на пятилетку, в Минск приехала миссия Международного валютного фонда (МВФ).
Это только со стороны кажется, что оба события ну никак не связаны между собой. На самом же деле не только для претворения в жизнь решений Всебелорусского народного собрания стране банально нужны деньги. Даже для рефинансирования прежних долгов необходимо в нынешнем году где-то изыскать $3,3 миллиарда, что и послужило поводом для обращения в МВФ с заявкой на три миллиарда в денежных знаках США.
Международный валютный фонд выдать не прочь, но с условиями. Одним из наиболее чувствительных для себя официальный Минск ранее называл требование о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые дотирутся за счет бюджета. Со второй половины прошлого года процесс отказа от субсидий пошел, и, как рассказал в интервью Reuters первый заместитель министра финансов РБ Максим Ермолович, «все предварительные условия, которые обсуждались и были связаны с введением жестких бюджетных ограничений, реализованы: ждем от МВФ соответствующей реакции и начала новой программы». Более того, высокопоставленный чиновник дал понять, что в скором времени пересмотрят бюджет текущего года (доходы Беларуси падают из-за снижения цен на нефть и уменьшения спроса в России), а сама политика жесткой экономии будет осуществляться и далее, поскольку экономическая ситуация не дает прежних возможностей для поддержки убыточных производств.
Формально июньский визит миссии фонда посвящен консультациям с властями по экономической политике (согласно уставу МВФ, такие консультации проходят ежегодно). Однако белорусская сторона явно ожидала большего, рассчитывая, что новая кредитная программа МВФ начнется еще в нынешнем году. Как выяснилось, зря: уже понятно, что в ближайшее время положительного результата ждать не стоит, и самым оптимистическим сценарием может быть выделение первого миллиарда долларов хотя бы в 2017-м году.
Судя по всему, причина такой «неторопливости» кроется отнюдь не в тарифах ЖКХ. Как отмечают независимые эксперты, МВФ хочет видеть серьезные реформы в реальном секторе, что подразумевает реструктуризацию, приватизацию и банкротство государственных предприятий. А без этих реформ в белорусской экономике новая программа сотрудничества с валютным фондом может обсуждаться еще не один год.
Олег СУПРУНЮК
Ответить