По мировому опыту, река в городе – это большая природная ценность и одно из главных мест отдыха горожан – естественно, вместе с набережной.
Так исторически сложилось и в Бресте, где в центре города протекает Мухавец: мал золотник, да дорог. Во все былые годы летом здесь особенно активно купались, загорали на пляжах с двух сторон – и мостик их соединял, и паром. И плавали на лодках, рыбачили, и прогуливались по аллеям вдоль берега до речного порта и бывшего Городского сада (вплоть до того времени в ХХ веке, когда он стал водозаборной зоной).
Нельзя войти в одну воду дважды?
Философское утверждение, что все течет, все изменяется, – это скорее об укладе жизни, ценностях и смыслах человеческих. Сама река как природное явление веками течет в заданном русле и направлении. Но в ХХ веке человек стал поворачивать вспять течение рек или мельче – «откусывать» реку и берег в своих интересах: то ли отгораживать участки оных, то ли строить на них что-то прибыльное, несмотря на то, что это приоритетно общее достояние.
Но обратимся конкретно к набережной в центре Бреста, об активизации обустройства которой в последнее время объявили публично в мэрии.
Центральный сквер (от бульвара Шевченко) с фонтаном напротив пристани – наиболее ухоженная часть набережной, которой все СМИ и брестчане отдали свой респект. Здесь появились ограда, выложена плиткой широкая дорожка. Много развлекательных аттракционов для детей, лотки с мороженым, кислородными коктейлями, попкорном.
Для взрослых и семейного отдыха – веломобиль, теплоход «Гродно», гидроскутер, катер и другое. И кафе летнее неподалеку. Когда в жаркие дни бьют струи фонтана, здесь многолюдно, особенно в выходные и праздники. А деткам от журчания воды, от питья и мороженого, как известно, чаще надо в туалет. А туалет на весь сквер на набережной – один-единственный, в отдалении от летнего кафе, где и своих посетителей хватает.
И бегут дети в кустики, да и взрослые тоже. Эту картину с неодобрением наблюдают из окон жильцы многоэтажных домов. Кстати, в их открытые окна долетают не только веселые голоса и музыка праздничных акций, призывные сирены теплохода, но и шум дизельных установок (похожий на урчание мотоциклов), что питают электроэнергией все местные развлечения – от батута до лотков с мороженым. Хотя было бы разумнее предусмотреть для них местное электроподключение.
Приплюсуйте большую автостоянку у магазина «1000 мелочей» под окнами жилого дома, довольно интенсивное движение транспорта по проезжей части – так ли радостно чувствуют себя жители Набережной улицы?
И не естественнее ли у реки в зеленой зоне тихий спортивный экологичный отдых, а шумным праздникам и развлекательным аттракционам место в парке, на стадионах и в других специальных местах?
Вдоль по Набережной
Вслед за велосипедистами, гуляющими парами и семьями двинемся по берегу, по широкой дорожке, к ул.Советской. Здесь и плитка, и фонари, и место для скамеек. Хочется присесть с малышами – передохнуть, а скамеек пока нет. Может, к Дню города появятся?
Доходим до ступеней старой пристани у спуска с ул. Советской. Пристань заросла камышами и рогозом, в них свиристят и поют птицы, гнездятся утки.
Дальше, где кончается парапет, начинается аллея старых лип, вернее, то, что от неё осталось. Есть среди деревьев и могучий граб-краснокнижник.
К месту ли третья пристань?
Когда лет пять тому назад тогдашний мэр А.Палышенков взялся за реку, он дал ход пинскому застройщику с масштабным проектом бетонной пристани, видимо, рассчитанный на Припять. А посадили этот проект на узкий Мухавец – да еще напротив жилых домов. Вбили в реку сотни металлических свай, навезли земли, залили похожие на доты бетонные сооружения. От машины, забивающей сваи, дрожали и берега, и дома, да и деревья пострадали. Денег на размашистую многоуровневую пристань не хватило. Недостроенные надолбы превратили естественный береговой ландшафт в регрессивные заболоченные руины.
Еще во время активного забивания свай и других работ в народе шли разговоры, что хозяева кафе «Галера» (окрестные жители прозвали его «Холера» из-за полуночных фейерверков) хотят использовать эту пристань под плавучее питейное заведение и вообще расширить свои владения. И действительно, вместе с расширением подъездной дороги к кафе с новым освещением ее начали отгораживать до реки, т.е. замахнулись на общий берег и часть реки. Жители возмутились, стали писать коллективные письма, жалобы, произошли встречи с градоначалием на берегу Мухавца. Отстояли тогда общее достояние горожан, ограждение кафе не состоялось.
«Галеру» сменил «Ташкент». В живописном месте над рекой он зримо расширяет свои посадочные места. Теперь вся подъездная дорога к кафе частенько заставлена автомобилями.
«Ташкент» гремит свадьбами, причем мощные салюты и в 23 часа потрясают жилую зону, нарушая сон и детей, и стариков. А чтобы гуляющие и поющие за полночь не садились и не ложились под окнами домов, их жильцы удалили скамьи. Сколько было вызовов милиции, жалоб во все инстанции, публикаций в СМИ о нарушениях норм общественного порядка и санитарных – а караван идет, т.е. «Ташкент» гуляет и гремит на всю ивановскую.
Какая уж там экология и тихий отдых?!. Уважаемые горожане, мнение которых мы публиковали не раз на страницах «БК», уже много лет просят городские власти о главном: сохранении природного берегового ландшафта. Одно, чего хотят горожане, – обустройства хорошей дорожки вдоль реки до бывшего Городского сада. С восстановлением аллей, которые так украшали берег до речного порта.
На месте бывшей гребной базы, которая в свое время шаг за шагом «откусывала» то общую дорогу, то срубала липы, то изгородь до воды довела, теперь явное движение – завезен песок, вырисовалась площадка. Только бы тут навели простое обустройство, дорожки или спортплощадку, а не затеяли строительство, просят горожане мэра. Надеются на его здравый подход, современное мышление и чувство историзма.
Свято место – Городской сад
Особенно важны эти качества в случае с бывшим Городским садом, что за нынешним речным портом, за сквером «Стражи границы». Этот сад долгое время был закрытой водоохранной зоной – ну и хорошо, что сохранилось свято место, об исторической и культурной ценности которого писано и говорено многими – от Шпилевского до специалистов наших дней.
Изучая мнения о судьбе Городского сада, нашла такое высказывание: «Парк должен быть интегрирован в общую атмосферу концертного зала, который там планируется».
Простите, может, наоборот? Более того, восстановление исторического сада несовместимо со строительством в зеленой природной зоне большого здания, да плюс стоянки, кафе и всей прочей инфраструктуры.
Город тысячелетия – Брест – в историческом центре не должен состоять преимущественно из новодела, из стилизаций под старину, из крупных современных сооружений. В нем дорог каждый подлинный архитектурный, исторический объект, которых и так осталось наперечет.
Хочу в заключение привести пример, увиденный в болгарском городе Варна. Там вдоль чудного морского побережья тянется приморский парк – 8 км в длину. И все 8 км – это общая широкая дорожка для пешеходов и велосипедистов. С прекрасными смотровыми площадками и скамейками для отдыха, с тренажерами. А все остальные концертные залы, аттракционы , кафе – в разных точках парка, в глубине, дабы не нарушать слияния человека с природой.
Любовь ПАВЛОВА (фото автора)
Ответить