Удивительный парадокс зафиксировали представители Независимого института социально-экономических и политических исследований (зарегистрирован в Литве) во время июньского опроса граждан Беларуси.
Хотя большинство опрошенных считает, что реальное экономическое состояние в стране ухудшается (81% уверены, что белорусская экономика находится в кризисе), но в личном плане самочувствие белорусов, пусть не намного, но улучшилось по сравнению с прежними опросами. Этот парадокс можно объяснить как способностью к адаптации, так и навязчивой пропагандой государственных телеканалов в преддверии Всебелорусского народного собрания.
И всё же в ответах соотечественников доминирует пессимизм и желание реальных перемен. Если десять лет назад для 53,4% опрошенных важнее было сохранение нынешнего положения, а для 37,8% его изменение, то сегодня за сохранение высказались только 25,2%, а за изменение – 65,5%.
Также впечатляет число граждан (более 70% опрошенных), которые отрицательно относятся к повышению пенсионного возраста. А ведь Александр Лукашенко — и следом все высокопоставленные чиновники — уверяли, что большинство поддерживает эту меру (на самом деле, среди участников опроса с ними согласны лишь 15%).
Кстати, судя по июньскому опросу, очень противоречивым стало отношение и к самому Лукашенко. К примеру, по сравнению с мартом с.г. на 4% уменьшилось количество людей, которые считают его главным виновником кризиса. И всё равно такой точки зрения придерживается 42,3% респондентов (для сравнения: негатив в отношении правительства высказали 35,6% опрошенных, парламента – 12,8%). К тому же с сентября 2009-го года количество тех, кто считает, что «в руках Александра Лукашенко сейчас сосредоточена практически вся власть в стране, и это идет на благо Беларуси», уменьшилось с 44,4% до 31,3%, а тех, кто считает, что это «не дает стране ничего хорошего», увеличилось — с 36% до 55,5%.
Любопытен и еще один крен в высказываниях белорусов. По мнению большинства опрошенных, во всех соседних странах, за исключением воюющей Украины, уровень жизни выше, чем в нашей стране. Более того, всё критичнее воспринимаются изменения социальной структуры общества: если десять лет назад 37% считали, что Лукашенко, прежде всего, опирается на президентскую «вертикаль», то сегодня так считают 54,4%. Зато опора главы государства на «простой народ», по мнению опрошенных, за это время уменьшилась с 34,2% до 8,2%.
Ответить