Команда SYMPA/BIPART презентовала два новых исследования по настоящему и будущему электронного правительства (e-government) в Беларуси.
«К счастью, всё меняется»
Приглашенный эксперт Андрей Сушко на этой презентации отметил, что по индексу электронного участия Беларусь находится на 76-м месте, а была еще сравнительно недавно на 92-м.
— Есть пять эволюционных стадий становления электронного правительства. Первый этап — это когда граждане могут получать необходимую информацию на соответствующих сайтах. Второй этап – получение необходимых документов на этих же сайтах, скачать бланк, получить информацию, как оформить тут или иную справку. Третий — это уже интерактив: вы сами учитесь заполнять то или иное обращение (к примеру, записываться к врачу или другому специалисту). Четвертый этап — учет и контроль за ходом того или иного обращения гражданина. Пятый этап — полностью интегрированное присутствие государства в рамках единого портала, готовое давать ответы на те или иные запросы любого гражданина.
Мне задают вопрос иногда: а зачем вообще электронное правительство? Я отвечаю: в Эстонии ты можешь открыть свой ноутбук и за семь минут зарегистрировать юридическое лицо, открыть банковский счет и т.д., получить регистрацию и начать вести бизнес, получать договоры от своих контрагентов, подписывая своей электронной подписью. Вот только для оформления брака придется сходить к нотариусу.
— На каком этапе вышеприведенной шкалы находится Беларусь?
— Я считаю, что мы находимся на втором этапе с некоторыми признаками третьего. Правда, к счастью, всё меняется. Надеюсь, что к лучшему.
И я абсолютно уверен, что и мы, и наши дети будут жить при электронном коммунизме. Весь вопрос, когда он наступит.
Блокчейн как средство борьбы с коррупцией
Руководители SYMPA Дмитрий Маркушевский и Наталья Рябова, а также приглашенный эксперт Виталий Кухарчик представили свое исследование по стремительно набирающей обороты во всем мире технологии блокчейн.
Для справки
«Блокчейн» – дословно «цепь блоков» – технология, предложенная в 2008 году, как считается, неизвестным японским ученым под псевдонимом японца СатошиНакамото для проведения транзакций с электронной валютой «биткойн».
По словам Маркушевского, в Беларуси в последнее время серьёзно вырос интерес к идее формирования электронного правительства. «В своем исследовании мы решили сделать главный упор на самую быстрорастущую и перспективную технологию «блокчейн», уже активно задействованную в электронной коммерции ряда стран, и хождению криптовалюты, то бишь биткоинов», — отметил Дмитрий Маркушевский.
«При этом многочисленные посредники, как государственные, так и частные, исключаются из процесса совершения той иной сделки. То есть, грубо говоря, «на лапу»никому давать не надо».
Правила работы этой системы таковы, что новые договоры при совершении той или иной сделки рассылаются всем участникам в зашифрованном виде. Это значит, что все знают о том, что между участниками А и Б заключен контракт, и он выполняется. Но для того, чтобы прочитать суть контракта, надо иметь ключ к расшифровке. В регистре уже находится около восьми миллионов записей о сделках и объектах недвижимости, и каждый месяц добавляется еще по сто тысяч.
«При этом многочисленные посредники, как государственные, так и частные, исключаются из процесса совершения той иной сделки, — продолжает Дмитрий Маркушевский. — То есть, грубо говоря, «на лапу» никому давать не надо. Потому и доверие к государственной власти растёт. Про быстроту совершения той иной операции в блокчейне уже и говорить не приходится. Если мы хотим приблизиться к статусу передовой страны и создать реальное электронное правительство, то надо обязательно внимательно присмотреться к этой системе».
Пример сделки с использованием блокчейна привел Виталий Кухарчик:
— Допустим, владелец какого-то дома решил продать дом. В интернете он нашел потенциальную покупательницу. Стороны обговаривают, не сходя со своих мест, условия сделки. Они составляют договор, транзакция по которому генерируется и посылается в сеть блокчейн. Там она всячески проверяется. Если всё нормально, право собственности на дом переходит покупательнице. Запись об этом попадает во все нужные блоки сети, а деньги от продажи дома отправляются уже старому владельцу.
Чтобы не создалось у кого-то впечатление некой кажущейся «фантомности» системы, многие страны мира уже успешно её внедряют. Еще больше стран к этим примерам присматриваются.
Например, в Гондурасе, где существовала страшная коррупция, после использования блокчейн-технологий удалось сделать процедуру регистрации прав собственности прозрачной и защищенной. В Украине блокчейн-технология находит применение в создании автономных систем по приватизации госимущества. Пилотный проект проходил в Одессе и области, там и были проведены первые аукционы. Результатами пилотного проекта власти остались довольны, и 23 марта с.г. в Киеве состоялось подписание меморандума о развитии и внедрении системы децентрализованных онлайн-аукционов в государственных учреждениях.
В Грузии на основе технологии блокчейн планируется реализация проекта по правам собственности на землю. Договор заключен между Национальным агентством государственного реестра Грузии и компанией BitFury. Сейчас, чтобы купить/продать землю в этой странне, надо заплатить от 50 до 200 долларов в зависимости величины покупки. Ожидается, что с внедрением системы блокчейнов эта же услуга будет стоить 5-10 центов.
В Эстонии с 1 декабря для онлайн-резидентов стал доступен ряд нотариальных услуг с использованием технологии блокчейн, а в России на самом высоком уровне уже рассматривают эту систему. В Беларуси ею очень заинтересовался Национальный банк РБ.
«Нацбанк не один в поле воин»
Директор SYMPA Наталья Рябова призывает подождать реакции правительства на инициативы по «электронизации» Беларуси.
— Наталья, если взяться всерьёз за внедрение электронного правительства, то когда это может произойти на практике?
— Если взяться всерьез, то уже через год можно ожидать появления каких-то цифровых сервисов, которые коренным образом упростят и удешевят большинство электронных процедур для белорусских граждан. Скажу прямо, тут горизонт планирования работы не сумасшедший.
— А каковы реальные шансы интенсификации данного процесса?
— С одной стороны, мы видим намерения Национального банка внедрять в жизнь эти технологии. С другой — Нацбанк это не всё правительство и не все люди, принимающие решения, посему сложно говорить, насколько серьёзно в этом будут заинтересованы остальные госорганы и лица, принимающие решения. Поэтому мы как исследователи вносим свои предложения. А решать за всех мы не вправе.
— Из прошедшей презентации исследований получается, что пока один Нацбанк и заинтересован в «электронизации» Беларуси.
— Я бы так не сказала. Просто Национальный банк является основной структурой в процессе формирования цифровой экономики и цифрового общества соответственно. Поэтому вполне логично, что на него возложены соответствующие координирующие функции по всем этим вопросам. Но это не означает, что, условно говоря, Нацбанк один в поле воин. К примеру, на совещании, посвященном электронному правительству, присутствовали представители всех госорганов, тем или иным образом причастных к этой инициативе. К тому же есть комиссия, возглавляемая первым заместителем премьер-министра Василием Матюшевским.
Более четкую картину по электронному правительству мы увидим, когда предоставим свои исследования всем причастным тем или иным способом к этой инициативе государственным органам и получим от них отзывы.
Подготовил Александр КОКТЫШ
Ответить