Продолжение
Иван Дригайловский, педагог-ветеран. г. Брест
Школа нуждается в мужчине
Не может быть полноценного воспитания, если с самого рождения и до совершеннолетия дети общаются, в основном, с педагогами-женщинами. Я уж не говорю о количестве неполных и неполноценных семей. И дети многое недополучают, видя только женскую модель поведения.
А кто же будет воспитывать у наших мальчиков такие качества, как мужество, стойкость, твёрдость духа, несгибаемость, честь, достоинство, гражданский патриотизм, высочайшую ответственность и любовь к родителям, семье, людям, Родине?
Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.
Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занималось.
Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.
Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.
Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.
И нам следует поступить таким же способом.
Ведущий сотрудник института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает нам путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы и наоборот».
Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!
Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.
Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занимались.
Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.
Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.
Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.
И нам следует поступить таким же способом.
Ведущий сотрудник Института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы, и наоборот».
Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!
Почему уходят педагоги?
За последние годы произошла большая утечка кадров из учреждений образования, учителя бегут из школы, как чёрт от ладана. Бегут из-за своей неустроенности, нищенского существования, низкой зарплаты, духовной опустошенности, нравственной неудовлетворенности, неуверенности в своём будущем и др.
Уходят педагоги не только из-за вышеперечисленных причин, но и от отсутствия достойного их подвижнической деятельности социального статуса, правовой защищённости. Учитель бессилен перед любым чиновником, авторитарным руководителем учреждения образования. Его могут унизить, оскорбить, обидеть любой нерадивый ученик, скандальный родитель, руководитель школы, представители власти. И никто за это не несёт ответственности.
Учитель должен быть неприкасаемым так же, как и депутаты парламента, члены правительства, работники милиции и другие.
Как грустно сознавать, что школу покинули лучшие из лучших, самые талантливые, неординарные и самобытные педагоги! А воспитать их не так-то просто. Для этого потребуются годы, десятилетия. Таких учителей сейчас в школе единицы. Их роль бесценна, а цена непостижима. Без талантливых учителей не вырастить талантливых учеников.
Об этом чётко и ёмко говорил В.А.Сухомлинский: «…Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников…».
Что такое СОП и БУП?
Да, много накопилось в образовании проблем, нерешённых задач.
Ныне властные структуры, специалисты и общественность пришли к единодушному мнению о том, что образование, сам учитель не соответствуют современным требованиям, духу времени. Все сошлись в одном: нужно повышать социальный статус учителя. Это первостепенная задача. Она очень сложная, многоплановая, требующая комплексного подхода. И начинать нужно, как советуют многие специалисты и общественные деятели, со стимулирования труда учителя.
Выступая 19 декабря 2002 года по проблемам загрузки учащихся и учителей, президент РФ В.В.Путин справедливо заметил, что в связи с тем, что оплата учителей привязана к объёму работы, они стремятся работать больше и, соответственно, увеличивают нагрузку на учеников, а посему загрузка детей и самих педагогов «запредельная». Он предложил подумать, «как снизить загрузку, не уменьшая при этом зарплату учителей».
Точно такие же проблемы и у нас. Есть много вариантов их решения. Но мне больше всего импонирует переход к штатно-окладной системе оплаты труда учителей (СОП). Суть перехода к новой СОП, по мнению её авторов, состоит в уходе от школьной почасовой и переход оплаты труда учителя на штатно-окладную. Здесь нет ничего нового. Так устроена СОП в вузах и техникумах.
Авторы считают, что для перехода к новой СОП и устранения недостатков действующей системы необходимо введение нового формата (новой структуры) базисного учебного плана школы (БУПа). И БУП по своему формату должен быть не недельной сеткой часов, но – как в стандартах высшего образования – указывать по годам обучения предметы с общей суммой часов по каждому из них.
Авторы приводят примерную структуру нагрузки учителя:
36 часов (рабочая неделя ТК РБ);
45 рабочих недель (из 53 недель в году у учителя 8 недель отпуска) =1600 часов в году. Из них уроков 700 часов в год (45% общего объёма работы), 20 часов в неделю (только в течение 35 недель в году, поскольку имеются и каникулы).
Вторая нагрузка 900 часов – 55% общей нагрузки «приведенных на неделю 20 часов (в каникулярное время относительно больше времени уходит на этот компонент, ибо нет уроков; кроме того, сюда включены и обязанности по подготовке к урокам, проверки тетрадей и др.
Размеры этого письма не позволяют подробно остановиться на этом варианте. Одно можно сказать, что в нем есть много полезного и рационального. Такая система оплаты труда учителя существует во всех школах за рубежом, в вузах и техникумах России и у нас. Поурочная же оплата труда учителя нигде не используется.
Где вы, новаторы и лидеры?
Высокие требования предъявляются и к носителям знания. В школу должны прийти учителя нового типа: учителя-подвижники, мастера, профессионалы высокого уровня, компетентные специалисты с широким кругозором знаний, новаторы, исследователи, лидеры, актеры, сказочники, волшебники, кудесники творчества; специалисты, обладающие даром любви, дружбы, общения, интуиции и предвидения, понимания; наделённые качествами добротолюбия, человеколюбия, великодушия и милосердия.
Где их взять? Их нужно растить, учить, воспитывать, лелеять и беречь. Для этого можно было бы разработать государственную программу дальнейшего совершенствования профессионального мастерства учителя, его аттестации, используя свой накопленный опыт, опыт школ РФ и зарубежных стран. Спланировать так, чтобы каждые 2-3 года учитель, как по матрице, продвигался вверх в своём профессиональном мастерстве и квалификации.
Полагаю, в связи с этим следовало бы повысить требования к проведению аттестации учителей. Наряду с существующими способами и методами учителю следовало бы периодически сдавать экзамены по определённой программе, проводить творческие отчеты о проделанной работе по избранной педагогической теме, своему накопленному опыту, защиту диссертаций по разным проблемам, использовать технологии, портфолио и др.
Было бы полезным, если бы с целью стимулирования для профессионального развития педагогов посылали в зарубежные учреждения образования.
Желательно разработать систему карьерного роста учителя, используя зарубежный опыт. Например, в Сингапуре существует такая система градаций:
Первая – административная карьера;
Вторая – карьера «старшего учителя», к которому коллеги из своей школы в любой момент обращаются за консультацией.
Третья – карьера «учителя-мастера», чьи уроки будут посещать коллеги из других образовательных учреждений. Фактически, педагог-мастер занимается повышением квалификации учителей на уровне страны.
В Англии сейчас три ступени карьерного роста учителя: учитель, старший учитель и учитель-мастер.
Три градации появились и в специализациях: учитель, учитель-специалист и учитель – старший специалист (он получает право консультировать коллег из других школ).
Полагаю, что и нам следовало бы ввести три ступени карьерного роста учителя: учитель-мастер, учитель-новатор и учитель-исследователь, оставив прежнюю квалификационную градацию.
Продолжение следует
1 комментарий
Яўген
28.10.2016 в 01:28Першая частка выразна лепшай атрымалася. Досьвед Сінгапура вельмі дарэчы, бо ў іх ёсць эканамічныя вынікі. Добра было б яшчэ фінскі прыклад прывесці, бо фіны найлепшыя ў Еўропе паводле міжнароднай комплекснай тэставай методыкі PISA, і Фінляндыя на адным з першым месцаў па дабрабыту. Прыклад ідэальнай школы тут: http://verstasarkkitehdit.fi/projects/saunalahti-school
Расія, — а на яе і на яе кіраўніка аўтар масіўна так спасылаецца, — выглядае ў гэтым кантэксце зусім недарэчна, бо як кажуць, калі пахваляцца, што мы найлепшыя, то каб астыць трэба ехаць глядзець на захад, а калі рваць сабе валасы, што мы найгоршыя, то для пад’ёму духа трэба кіравацца на ўсход. Хоць чатырохгадовая Бэла Дзявяткіна, якая ведае сем моў, жыве якраз на ўсходзе. Ну ды гэта асаблівы выпадак. Чаму, здагадаецеся самі, калі паглядзіце ў Сеціве.
Павальная фемінізацыя гэта вельмі болевая кропка, такая самая як выміранне вёскі — навідавоку, стратэгічна важная, але пра гэта чамусьці не гавораць. Таму дзякую аўтару за тое, што не баіцца заявіць: у нас праблема!!! Браво.