На неделе вялотекущий белорусско-российский спор вокруг нефти и газа перешел в острую фазу, а такие же долгие переговоры официального Минска с Международным валютным фондом грозят снова завершиться безрезультатно.
Олег СУПРУНЮК, «Брестский курьер»
Для особо не посвященных в детали, как решаются рутинные дела между Россией и Беларусью, могло стать полным откровением, что о цене природного газа две страны не могут договориться еще с конца прошлого года. В результате белорусские власти решили, что «справедливой» будет стоимость голубого топлива из расчета $73 за тысячу кубометров (вместо $132, как это прописано в действующем контракте). В ответ Россия приняла свои контрмеры и почти наполовину сократила поставки нефти, что весьма чувствительно для бюджета нашего государства, доходная часть которого в немалой степени пополняется как раз таки за счет продукции нефтепереработки.
До поры до времени перманентный конфликт, как и подобает «спору хозяйствующих субъектов», старались не предавать огласке, пока о возникших разногласиях публично не высказался Александр Лукашенко. Из его разнообразных и противоречивых сентябрьских заявлений следовало, что все вопросы по газу решены и российскому коллеге отправлена соответствующая телеграмма. Затем было дано поручение правительству «за два дня» достичь соглашения на эту тему, а при необходимости организовать личную встречу с Владимиром Путиным во время саммита СНГ в Бишкеке. По факту не случилось ни того, ни другого.
Возможность избежать громкого скандала всё еще была, но на встрече с госсекретарем Союзного государства Беларуси и России Григорием Рапотой президент РБ заявил, что «не потерпит давления» со стороны союзников, и попутно заявил, что дал указание «оптимизировать» участие нашей страны в интеграционных проектах, поскольку они не дают экономического эффекта, обещанного во время их появления. А далее последовало сообщение уполномоченных белорусских органов о резком (почти на 50%) повышении тарифов на транзит российской нефти по территории РБ, при этом в Москве утверждают, что никаких писем об изменении цен на эту услугу из Минска не получали.
Но и это еще не всё. На совещании 3 октября Александр Лукашенко фактически дезавуировал всю кропотливую подготовительную работу по получению кредита от МВФ, посчитав, что требования фонда перечеркнут всё, «что сделано народом и президентом за двадцать лет». Так что осень, похоже, нас ждет не по-погодному горячая.
Ответить