Походив по городу, нагло приставая к тем, кто показался нам мающимся от безделья, а также побывав в высоких кабинетах служб занятости Бреста, мы даже без тени сомнения пришли к выводу, что безработный человек в наших местах вовсе не брошен на произвол судьбы. По крайней мере, о нём знают и в меру своих сил проявляют заботу. Какую конкретно и сколь успешно, мы и попытаемся понять в границах этой статьи. Не претендуя, впрочем, на истину в последней инстанции.
Широка страна
Разобраться с ситуацией по занятости в Брестской области мы бы точно не смогли без Владимира Колесникова, заместителя начальника управления занятости населения Комитета по труду Брестского облисполкома. Именно в его кабинете мы узнали об ощутимых подвижках в поиске каждого, кто засучение рукавов предпочёл праздному времяпрепровождению. И это, поверьте, без всякого ёрничества.
Голая статистика говорит о том, что в Брестской области в текущем году наблюдается повышение предлагаемых вакансий. Что, впрочем, не означает, что они превысили число ищущих работу. Однако положительная динамика говорит сама за себя: с начала года в плюсе почти полторы тысячи вакансий. И всё же это при том, что на 1 октября на учёте по всему региону числится 6.672 безработных. Отметим и то, что конкретную помощь человеку, оказавшемуся не у дел, тормозит всё больше и больше отсутствие какой-либо специальности, что является особенностью именно последнего года. Куда-то исчезли должности дворника, уборщицы, лифтёра и других, спрос на которые, скорее всего, был исчерпан давно и навсегда.
Ещё, если позволите, несколько цифр, свидетельствующих о конкретной работе. С января по октябрь в области при содействии служб занятости было трудоустроено 18.386 человек. С какой стороны ни посмотри – цифра серьёзная! При всём при том, что шестая часть из них к категории безработных вроде бы и не подходит: школьники, пенсионеры, люди «с одной работой за другой». Тех, которые не вправе получить статус безработного.
Что ещё полезного почерпнули мы в областном комитете – люди приходят за помощью, а им часто говорят: профессия не та. Таких, по возможности, прежде всего финансовой, посылают на переобучение. Государство за них готово раскошелиться. Как и за инвалидов, выпускников школ, людей, освободившихся из колоний. И всё это кажется нам замечательным – далеко не в каждой стране такое найдёшь!
На закуску, если позволите, активно практикующееся в области создание временных рабочих мест. Не ахти что, конечно, но 6.500 человек, включая школьников, нашли возможность в Бресте и Пинске, это в основном, заработать какую-то денежку. За месяц-другой, за лето – всё на пользу.
Ближе к Центру
Поставил свою машину возле городского управления занятости. Это где-то сразу после вокзала с правой стороны. Как только вышел, и слева, и справа, отовсюду, короче, набежали мужики с одним и тем же вопросом: какая у вас работа? Чуть позже выяснил: это такая вот в Бресте точка отсчёта для желающих подработать. Каждый день набирается где-то по пятнадцать-двадцать человек. Жарко-холодно – неважно! Главное – найти работу на день. Обычно это стоит 15 долларов. Стоят с утра и до вечера. Приезжают заказчики не часто. Но когда это случается, бросаются на «хозяина» все разом. А там уж кому больше повезёт. Мой новый знакомый Василий пожаловался на то, что в последние месяцы интерес в таких, как он, «людях на подхвате», упал в разы. Но не потому, что работы нет, – просто у вчерашних «разовых» работодателей наступил свой финансовый кризис, когда и 15 долларов тоже деньги.
Мне по сравнению с этими мужчинами (женщин там просто не бывает) повезло больше. Как журналиста меня приняла Инна Новожилова, заместитель начальника управления, где-то пребывающего в отъезде. Не страшную, но тайну открою для всех – примерно треть безработных в области приходится на её службу занятости. Это совсем не значит, что столица региона самая худшая из всех. Нет! Она просто столица. И все вполне закономерно к ней тянутся. Можно, конечно, иметь в запасе Минск или ту же Москву. Но уж больно это хлопотно – решать проблему своего трудоустройства за тысячи километров от родного дома.
Итак, Брест, в котором официально зарегистрированное количество безработных самое высокое по области – аж 1,28 процента от экономически активного населения. То есть со статистикой здесь тоже всё вроде бы вполне благополучно, если, конечно, никого не насторожит тот факт, что лишь за 9 месяцев этого года в поисках работы сюда пришли 5.878 человек.
После того, как человек зарегистрировался на ул. Брестских Дивизий, 15а-1, ему предложат уже отмеченный нами «коктейль» в виде имеющихся на данный момент вакансий, возможность переобучения, какие-то общественные работы или финансовую помощь на открытие предпринимательской деятельности. Отметим особо, что на денежное пособие (от одной до двух базовых величин) вправе рассчитывать лишь те, кто оформил в управлении официальный статус безработного (например, пенсионеры, часто сюда обращающиеся, таковыми являться не могут).
Ещё несколько цифр, которые могут положительно характеризовать работу службы занятости: с января по октябрь трудоустроено 3.182 человека. И это кроме четырёх сотен, направленных на обучение новым специальностям, востребованным на сегодняшний день рынком труда.
Лицо безработицы
В завершение нашей беседы с Инной Дмитриевной я попросил её по возможности нарисовать портрет человека, потерявшего работу и обратившегося за помощью в её службу. В итоге наших непростых вопросов и ответов получился человек, больше похожий на мужчину, которому уже за пятьдесят, длительное время не работающий, не имеющий высшего или специального образования. Более капризными, в смысле требовательными, оказываются брестчане с высшим образованием, например, экономическим. Такие требуют устройства на работу по специальности, забыв, возможно, о том, что законодательно обоснованность их претензий может приниматься лишь в том случае, если ты не работаешь по специальности не больше одного календарного года. Превысил хотя бы один день – можешь наниматься в дворники. Впрочем, как меня заверили, «качать права» в стенах центра могут и люди с незаконченным школьным образованием.
Свои строгости существуют и при определении того, кому положено выплачивать пособие по безработице. Допустим, если ты перед регистрацией в центре работал в обозначенном году не меньше 12-ти календарных недель, получай две базовых величины (42 рубля) в месяц. Та же сумма ждёт уволившихся по уважительной причине. Но ничего не светит тем, кто покинул прежнее место работы по собственному желанию или, не дай Бог, совершил какой-либо проступок, повлёкший за собой увольнение.
После нашей беседы с Инной Новожиловой минут на 10 присел на коридорный стульчик в гуще людей, пришедших в этот день в управление занятости. В массе своей жители Бреста в тот момент обращались за регистрацией статуса безработного. Не то чтобы унылые или озлобленные, но весьма сосредоточенные лица. Ближе других ко мне оказался 55-летний Михаил. Разговорились. По профессии Михаил оказался машинистом экскаватора. Зарегистрирован здесь давно, периодически ходит отмечаться – иначе лишат пособия. На то, что ему здесь помогут, надеется не очень.
…Помнится, у Владимира Колесникова, замначальника управления занятости населения комитета по труду, спросил на посошок, в чём могут недорабатывать низовые структуры его ведомства. Мой собеседник ответил, практически не задумываясь: нужно более тесно и заинтересованно работать с нанимателем. Вот и мне показалось, что ответственные люди в управлении занятости больше работают по инструкции, а не от души. Хотя вроде и придраться не к чему…
Николай МОИСЕЕВ
Ответить