Иван ДРИГАЙЛОВСКИЙ, ветеран-педагог, г. Брест
Уважаемый Андрей Владимирович!
Хочу поделиться с Вами некоторыми своими мыслями о роли и месте, статусе и престиже учителя в современном обществе, о соответствии его духу времени и профессии, о совершенствовании педагогического мастерства педагогов и их аттестации, о проблемах учительской профессии и их решении.
Необходимое предисловие
Во все времена учитель был источником знаний, разума, света, высокой культуры, нравственности, счастья и радости. Всё, что есть прекрасного в каждом из нас, всё это от лучей солнца, молока матери и творческого горения учителя. В учительстве заложена великая миссия преемственности поколений, нравственного и духовного совершенствования, личности, поддержания на должном уровне интеллектуального потенциала страны, творения человека. На них держится наша Земля. Вот почему должность учителя была почётна, ответственна и чтима у всех народов и во все времена.
Вспомним Александра Македонского, увековечившего себя не только как гениального полководца, но и как автора звучащих, словно заповедь, слов о своём учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем тем, что даёт ей цену».
Сам же Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую».
Зарплата «сеятеля разумного…»
Во всем цивилизованном мире, во всех высокоразвитых странах должность учителя самая важная, высокооплачиваемая. У нас же – всё до наоборот: учитель по-прежнему в обществе изгой, влачит жалкое существование, зарплата одна из самых низких в стране, авторитет его, как говорится, ниже плинтуса.
Окинем взглядом последние несколько лет. Согласно данным кандидата исторических наук Леонида Цыганкова («Народная Воля» от 15.04.2013) средняя зарплата в стране в декабре составила 4 млн. 741 тысячу рублей, или 553,5 доллара в эквиваленте. В этот период по Министерству образования составила 2 млн. 762 тысячи рублей (332 доллара США), или 74% от средней зарплаты в стране. Педагогических работников – 3 млн. 530 тысяч рублей, или 81,8% от уровня в стране. Среднемесячная зарплата учителя – 3 млн. 279 тысячи рублей, или 87,7%.
В том же году (2012) зарплата учителей Казахстана в долларовом эквиваленте составляла – 420, России – 717, Германии – 3,9 тысячи, Финляндии – 2,6 тысячи, Франции 2,2 тысячи, Англии – 2,5 тысячи долларов. А у нас, как указывалось ранее – всего лишь 332 доллара.
В декабре 2014 года начисленная среднемесячная зарплата в стране составила 6 млн. 805 тысяч 978 рублей (630 долларов), в образовании – 4 млн.746 тысяч 655 рублей (440 долларов), или 70% от средней зарплаты по стране. В декабре 2015 г. среднемесячная зарплата в стране 7 млн. 424 тысячи 092 рубля (410 долларов), в образовании – 5 млн. 209 тысяч 596 рублей (288 долларов), или 70% от уровня в стране.
Во втором квартале с.г. начисленная среднемесячная заработная плата в образовании составляла 5.211.367 неденоминированных рублей, а в ноябре прошлого года она была больше – в среднем 5.977.000 рублей, или 342,8 долларов.
Сравним зарплату современного учителя с зарплатой учителя царской России (из той же статьи Леонида Цыганкова): среднегодовая зарплата рабочего в Российской империи (частью которой были и земли современной Беларуси) в 1913 году составляла 320 рублей, т.е.27 рублей в месяц. Исходя из золотого эквивалента рубля тогда и сегодня (2012 г.), исследователи выводят современную цифру среднемесячного дохода. 27 рублей 1913 года равняются 9,5 млн белорусских рублей в декабре 2012 года.
А вот учитель начальной школы в царской России получал 25 рублей, учителя гимназии 85-105 рублей. Получается, что учитель начальной школы должен сегодня получать около 9 млн. рублей, гимназии – 40 миллионов!
Кстати, во время ВОВ, в годы самых тяжелейших испытаний всего народа, советский учитель получал зарплату наравне с рабочими. Так государство ценило труд учителя.
Нагрузки и перегрузки
В последние годы в стране проводились неразумные, непродуманные, на мой взгляд, даже вредные эксперименты над учителем и его свободным временем: то его отпуск сокращали, то разрывали, то не полностью оплачивали, то снова возвращались к изначальному. Забывая о том, что «свободное время учителя – это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).
И поныне идёт спекуляция вокруг недельной нагрузки учителя. Сейчас она доведена до 20 часов в неделю, а в 70-80-е годы была всего лишь 16 часов.
Советское правительство, зная о том, что педагоги, подобно космонавтам, испытывают в своей работе непосильные перегрузки, рассматривало проект о снижении недельной нагрузки учителя до 12-14 часов.
Полагаю, следовало бы научно установить недельную нагрузку учителя и законодательно её закрепить.
Современный учитель стал многопрофильным специалистом. И, как в народе говорят, он и мастер, и кузнец, и на дудочке игрец. Да, он у нас и няня, и посыльный, и экскурсовод, и культработник, и физрук, и торговый работник, занимающийся платными услугами, и организатор походов учащихся на хоккейные и футбольные матчи, да и многое, многое другое.
Мне думается, что сейчас нам нужно больше думать не о дальнейшей загрузке учителя, а о его разгрузке от всякой писанины, множества «бумажных» отчетов и информаций, составления различных планов и проектов, участия во всякого рода «заседаниях» и других мероприятий. Всё, что не свойственно функциям учителя, должны исполнять организации, призванные это делать: ЖКХ, профсоюзы, молодёжные, спортивные, культурно-просветительные, идеологические службы и другие организации, центры и службы.
Чем больше загружаем учителя, тем больше обедняем его духовный мир и заставляем бесцельно тратить его драгоценное время.
Нужно всё сделать, чтобы время учителя использовалось рационально и с пользой.
По мнению специалистов, нелёгкий учительский труд приравнивается к одному из самых напряженных, психических и эмоционально затратных видов деятельности, связанных с большими нервными перегрузками и стрессовыми ситуациями.
Специфика педагогической деятельности, многоплановость профессии при выполнении разных видов деятельности (обучение, воспитание, контроль и оценка успеваемости, ведение различной документации), широкий круг обязанностей, увеличение нагрузки, с постановкой более сложных задач, работа с педагогически запущенными детьми, выполнение несвойственных функций, бесконечные проверки и контроль и др. приводят к возрастанию психических, физических и нравственных перегрузок.
По мнению психологов, учитель испытывает такие же нервные перегрузки и стрессы, что и лётчики-испытатели.
Отсюда у учителей многие хронические заболевания: сердечно-сосудистые, кишечно-желудочные, сахарный диабет, спазмы сосудов, проблемы голосовых связок, нервное истощение, душевная усталость к 40-50 годам. А чуть позже многие из них по состоянию здоровья становятся профессионально непригодными.
Поэтому не случайно мудрый советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы к 25-30 годам работы в школе, когда человек поднимается в зенит педагогической мудрости, он чувствовал бы себя опустошенным и бессильным… Учитель должен быть бодрым и неутомимым».
Учитель уже после 5-6 лет работы в школе нуждается в оздоровлении. Раньше оздоровлением педработников занимался республиканский отраслевой профсоюз. Ныне же оздоровление учителей — дело рук самих учителей. К сожалению, у нас нет государственной программы оздоровления работников отрасли, так как нет такой работы по созданию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования.
До сих пор остаётся открытым и вопрос, кто же и как должен обеспечивать управление здоровьем работников образования.
Под женским крылом
Не может не вызвать тревогу и феминизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Дети с самого рождения в семье, с детского сада и до окончания средней школы, а затем в среднеспециальных учебных заведениях и вузах встречаются, в основном, с преподавателями-женщинами.
В школах республики работает 99883 педагогов (включая руководителей), из них только 13,4% мужчин; учителей начальных классов (без руководителей учреждений) 22029 человек, в 1-11 классах, преподающих отдельные предметы 67754, мужчин – 17,4%, из них преподают в начальных классах 11774, мужчин – 18%; из 150 директоров начальных учреждений мужчин – 9,3%; из 432 директоров базовых учреждений мужчин – 36,4%; из 492 заместителей директоров базовых учреждений мужчин – 5,7%; из 6465 заместителей директоров средних учреждений мужчин – 4,9%.
Женщины стали материальной силой системы образования, да не только образования, но и учреждений культуры и здравоохранения.
Да, наши женщины могут всё: и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти, и заменить мужчин во многих профессиях и стать не только детей, но мужчин воспитательницей, и страной руководить. И это похвально. Но в этом есть и свои отрицательные стороны.
Женщины теряют свои природные качества и невольно приобретают мужские. Из хранительницы домашнего очага они вынуждены стать добытчицами, кормильцами, защитниками, воинами в борьбе за выживание своих семей. Не может быть полноценного воспитания, если с самого рождения и до совершеннолетия дети общаются, в основном, с педагогами-женщинами. Я уж не говорю о количестве неполных и неполноценных семей. И дети многое недополучают, видя только женскую модель поведения.
А кто же будет воспитывать у наших мальчиков такие качества, как мужество, стойкость, твёрдость духа, несгибаемость, честь, достоинство, гражданский патриотизм, высочайшую ответственность и любовь к родителям, семье, людям, Родине?
Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.
Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занималось.
Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.
Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.
Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.
И нам следует поступить таким же способом.
Ведущий сотрудник института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает нам путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы и наоборот».
Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!
Продолжение следует
Ответить