«Блин, ну холодно же!» — этим возгласом поприветствовали меня на днях сотрудники «БК», когда мы на выходные прикрутили отопление, а к утру понедельника помещение не успело нагреться. Увы, приходится экономить уже даже и на здоровье, которое зависит от гигакалорий в батареях.
Правда, такая экономия на теплоэнергии происходит теперь повсеместно в благословенной «синеокой». Слава Богу, это не Якутия с ее морозами. Вот и поручик Иосиф Ильин, чьи воспоминания мы публикуем в этом номере на стр. 18, пишет о Брест-Литовске конце ноября 1914 года следующее: «Погода тут удивительная, 8–10 градусов тепла. Это особенно кажется диким после глубокого снега, охоты на лис. Оказывается, что здесь вообще зимы не бывает почти, а о санях никто и не думает».
Ну, как бы там ни было, а даже и при этих градусах подмерзаем. Но вынуждены экономить. И мы не единственные такие «хладолюбивые», сие происходит практически во многих предприятиях, фирмах, организациях, если это не структуры власти. Там тепло. А вот, например, в ЦУМе продавщицы предпочитают утепляться свитерами и меховыми жилетками. В цехах наших промышленных предприятий также гуляет холод. «Танцуют все!» — вспомнился призыв прежних времен на пляцах парков. «Согревайте друг друга», — актуален и этот совет папы Иоанна-Павла II.
Экономим нынче на всём (имею в виду государство и его граждан). Сокращаем рабочие недели, урезаем зарплаты, минимизируем штат сотрудников. Уменьшаем свой домашний продуктовый рацион. Театр, филармония, платные развлечения, «романтический вечер» в ресторане – ау! Туризм предпочитаем в интернете. Затевать домашний ремонт опасаемся – накладно. В парную баню ходим через раз – то есть реже. Что-то прикупить из одёжки или необходимых для быта вещей – ищем подешевле в Польше. И выгребаем заначки для насущных трат…
Экономим даже на безопасности. Вот, к примеру, на турбазе «Белое озеро» с нынешнего отопительного сезона на сменном обслуживании котельных осталось по одному работнику. Раньше работали в паре – кочегар (если правильно именую эту должность) и его помощник. Сейчас помощников там сократили. И теперь кочегар, чтобы обеспечить «пищу» печам котельной, оставляет ее, направляется с тележкой к груде дров, колет их, нагружает, затем везет поленья в котельную, выгружает и т.д. На все про все уходит полчаса, не менее. Это делается, как я понимаю, и в период работы печей, которые нельзя оставлять без присмотра. К тому же, когда вдруг выключается электричество (бывает такое), котлы нужно срочно тушить во избежание аварии. Котельная обеспечивает теплом не только турбазу, но и поселок проживающих у Белого озера работников. Нужно ли производить такую экономию на безопасности? Вопрос…
Ох, доэкономимся. Думаю, прав Кирилл Рудый, экс-помощник президента, посол РБ в Китае, сказавший на днях: «Если нет общего ощущения кризиса, нет и политической воли из него выходить…».
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Ответить