У меня вышли из строя поочередно несколько бытовых ламп. Также в подъезде перегорела по случаю «ртутная трубка», в коридоре вышла из строя недавно купленная гарантийная знаменитой фирмы ртутьсодержащая энергосберегающая. Когда с соседями поговорили о том, что надо бы поехать купить новые лампы, оказалось, что и у них есть пару отслуживших срок ртутников, а руки не доходят их утилизировать.
Хождение по рынкам
Я собрала общий запас небезопасных для экологических отходов, вспомнив еще и про батарейки, и, отправляясь по делам в сторону строительного рынка, решила поискать там контейнер по утилизации опасных вещей. Как мне казалось, именно в районе торговли электроосветительными приборами и должны находиться такого рода контейнеры. Первым по пути следования оказался строительный гипермаркет «Mile».
— Здравствуйте, где я могу выкинуть отработанные ртутьсодержащие лампы? – задала вопрос сначала охраннику.
— Давайте, я выкину, — протянул руку охранник.
— Нет, вы мне покажите место, где отходы в вашем гипермаркете собираются.
— Не знаю. Идите в сервисный центр или в электроотдел…
Там вопрос повторился, и ответ был примерно таким же. В сервисном центре четко сказали: «В нашем гипермаркете (заметим он на сегодняшний день один из самых посещаемых и больших, — И.Ш.) возможности принять ваши отработанные лампочки нет».
Следующим по пути был сам собственно строительный и автомобильный рынок с торговыми павильонами и малыми магазинчиками. Каких только ответов я не услышала от разных лиц: «Куда выбросить? Да за забор, вот там, где гаражи, чё вы паритесь?», — была одна из самых неожиданных рекомендаций. Оказалось, что на рынках нет мест по сбору опасных отходов. А куда идет рваный мешок с цементом или побитая банка с краской, с маслом, одному богу известно. Картонно-бумажную упаковку собирают исправно сомнительные лица, с этим на рынке проблем не возникает.
И далее, сколько бы я ни рассказывала про то, что если выбросить лампочки за забор или в мусорку, мы убьем ужей и ежей, навредим впоследствии себе собственно, на меня смотрели немного настороженно, словно я разъясняла что-то из ряда вон выходящее.
Прогулка по сайтам
Не оказалось пункта приема ламп и в большинстве других торговых объектов нашего города. Ищу, наверное, где-нибудь не там, может контейнеры есть, но упрятаны и неприметны. Обращусь к интернет-пространству, навещу странички Брестского мусороперерабытывающего завода, организаций охраны окружающей среды.
В первом случае, качественно оформленный сайт с четкими информациями, чем занимается завод, как сотрудничает с населением и т.п. Покопавшись в подразделах сайта, можно найти, что принимают лампы отработанные по месту нахождения завода: г. Брест, ул. Генерала Тимофеева, 29А. Несомненно, далеко от центра, время и денег на проезд потратится немало. Открываю страничку Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, что является территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Максимально наполненный информацией, в данном случае бесполезной, сайт рассказывает и о структурных подразделениях и об аппарате управления, об охране природы в таблицах и расчётах, о единой государственной политике в области охраны окружающей среды, целях, задачах и т. д,, словно попадаешь в прошлый век. Я ищу конкретно важную информацию. В подразделах сайта нахожу: «Отдел государственного контроля за обращением с отходами», далее по переходам: реестры объектов и таблица с данными о должностных лицах с их номерами кабинетов и телефонами.
Эй, кто там на баке?..
Лампочки остаются в пакете и путешествуют со мною дальше. Звоню в один из «Еврооптов» на Березовке.
— Здравствуйте, вот хочу лампы ртутные сдать в утиль, у вас есть куда?
— Давайте.
— А есть контейнер?
После молчания:
— Ну там, на входе…
Так и есть. Стоит на входе стандартный зеленый мусорный бак, с небольшой распечатанной табличкой «Использованные батарейки». В баке вода и одна единственная батарейка. Предполагаю, что в бак попросту кидают иной мусор и уборщицам приходится вымывать контейнер, но это только мое предположение.
Еду в «Алми», где мне уже подсказывают, что контейнер должен быть. И вот удача! На Московской, 328 (место бывшего «Юбилейный») взале гипермаркета у парковки тележек стоит современный полноценный набор по сбору особо опасных отходов. Вот контейнер с яркими обозначениями для ламп, вот для батареек. Красочный, привлекательный для детей.
Пока беседую с инфоцентром, мальчик с мамой подходят, чтоб выбросить батарейки.
— Ты знаешь, что батарейки нельзя выбрасывать в обычную мусорку? — интересуюсь я у ребенка. Малыш смотрит на меня с недоумением, мама подталкивает его и просит, чтобы он повторил, что говорила воспитательница. Немного стесняясь, малыш говорит: «Татьяна Николаевна рассказывала, что если будем выбрасывать батарейки на улицу, то убьем ежа, а я не хочу, чтоб еж умер, он смешно «тухает».
Объяснил мне, как мог, ребенок детсадовского возраста. Молодец воспитательница и респект «Алми»!
Спасибо Европе
Что там дальше по городу с пунктами приема, не покидало меня уже журналистское любопытство. Натыкаюсь в сети на «Интерактивную карту дружественных мест и инициатив в Беларуси». Евросоюз оказал содействие, поддержал проект экологической инициативы общественной природоохранной организации. Государственным партнером проекта выступает Минприроды РБ. Спасибо Европе, на сайте «Зеленой карты» узнаю наглядно много интересного, а также то, что в Бресте можно сдать особоопасные отходы, такие, как мои лампочки, в государственных и негосударственных торговых объектах, таких как ЦУМ, «1000 мелочей», филиал ЦУМа в Южном, «Сад-огород» на Куйбышева, магазины без названия на Нефтяной, Дубровской, в «Короне», «Лагуне», «Спортмастере», фотолаборатории «Миг маркет» на Войкова, магазин «Электро» на Пионерской», в пункте приема «Городской» где-то на далеких Задворцах.
Проект стартовал два года назад. Написано, что интерактивный, что действует. Нахожу на карте неточности. «Буслик» уже давно переехал, а адрес висит прежний: Московская 202. ЦУМ вот вот перейдет в другой статус. В «Евроопте» на Радужной 150 об утиле ртутных ламп понятия не имеют. Зеленый «Алми», отличившийся заботой о природе, на «Зеленую карту» не нанесен. Оставляю на сайте «зеленой карты» эти замечания и предложения, через день экологи выходят на контакт.
Не буду продолжать больше дискуссию о том, что надо бы менять сознание обывателя. Без поддержки и инициатив «сверху» вряд ли что-то изменится в ближайшее время в обществе. А там, «наверху», пока важнее всего таблицы и отчеты на бумагах. Если бы в данном случае дело касалось бы рядового частного лица, проверяющие органы тут же выписали штрафы за нарушения и обязали бы немедленно исполнить все инструкции. Но крупный торговый объект, — это как порой как государство в государстве, там могут быть свои правила.
Обратимся к материалам, что говорит на этот счет законодательство.
Законы гласят
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 декабря 2014 г. № 1124
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 381 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы обращения с отходами потребления» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемые:
перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор от физических лиц, которых должны обеспечивать организации, осуществляющие розничную торговлю;
Положение о порядке сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания).
Выписка:
«…Виды собираемых опасных отходов:
Лампы газоразрядные ртуть содержащие. Пункты сбора организовать в непродовольственных магазинах всех типов площадью от 400 кв м и более,
Элементы питания: в розничных торговые объекты всех видов от 100 кв м и более.
- Местным исполнительным и распорядительным органам в недельный срок довести до сведения организаций, осуществляющих розничную торговлю, информацию о находящихся на территории соответствующих административно-территориальных единиц организациях, обеспечивающих удаление крупногабаритного, среднегабаритного и мелкогабаритного электрического и электронного оборудования, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек), утративших потребительские свойства…
Выписка:
Ртутные лампы и люминесцентные ртутьсодержащие трубки (далее – ртутьсодержащие лампы) представляют собой газоразрядные источники света, принцип действия которых заключается в следующем: под воздействием электрического поля в парах ртути, закачанной в герметическую стеклянную трубку, возникает электрический разряд, сопровождающийся ультрафиолетовым излучением. Нанесенный на внутреннюю поверхность люминофор преобразует ультрафиолетовое излучение в видимый свет.
В соответствии с Приказом Совета Министров отход «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» относится к отходам 1 класса опасности – чрезвычайно опасным отходам.
Степень вредного воздействия отходов 1 класса опасности на окружающую среду очень высокая. При их воздействии на окружающую среду экологическая система нарушается необратимо. Период ее восстановления отсутствует.
Бесконтрольное обращение с вышедшими из строя ртутьсодержащими изделиями (лампами, термометрами, измерительными приборами и т.п.) приводит к загрязнению ртутью или ее парами окружающей среды (производственных, служебных, общественных и жилых помещений) до концентраций создающих прямую угрозу здоровью людей и всего живого.
P.S
По материалам сайта «Экопартнерство» Минск
Что касается источников ртутных загрязнений в Беларуси, БелНИЦ экологии в 2013 году провёл исследование и сделал их приблизительную оценку. В числе потребительских товаров основными были признаны ртутные лампы (300 кг), но не термометры (сейчас их производство запрещено, в пользовании остались только старые или импортные).
Выбросы промышленных предприятий по официальной статистике — 4 кг, по статистике международной конвенции — 914 кг.
Разброс данных свидетельствует о том, что не все источники учтены; но область их деятельности известна — сжигание угля и строительная промышленность (84%), энергетика (12%), производство металлов (2%).
Но не исключено, что в потребительских товарах содержится не меньше ртутных соединений и, соответственно, отходов, чем в промышленных выбросах. В этом смысле особенно важно уточнение методик инвентаризации.
В результате трансграничного переноса в Беларусь, по данным 2009 года, попало до 2300 кг.
В Беларуси есть производство, работающее с ртутью в больших объёмах, — Брестский электроламповый завод. В 2013 году им было произведено 4 млн ламп — это позволяет судить о предположительном объёме отходов. Но гораздо сложнее регулировать работу с отходами пестицидов, которые содержат ртуть, и хотя производятся не у нас, но поступают на территорию Беларуси. Сегодня появилось множество новых компонентов, под новыми названиями. У нас отсутствует перечень запрещённых веществ, работает только список разрешённых, а это усложняет анализ.
Мониторинг загрязнений ими ведётся на 169 полигонах твёрдых объектов. В частности, зафиксировано, что содержание ртути в Дрибинском захоронении превышает ПДК в 3 раза. Всего лишь по разу в год проводится мониторинг 35 водных объектов: он не отмечает превышений показателей. Анализ атмосферных загрязнений ртутью не осуществляется. Но в целом, исследование ртутных выбросов во всей окружающей среде осложнен тем, что у специалистов нет чувствительных методик исследования.
Что касается организаций, они должны строго соблюдать инструкции по учёту ртутьсодержащих ламп, и в целом так и происходит. Только, к сожалению, как уже было отмечено, на приборах не всегда есть информация об опасных компонентах. Сбор отходов проводят ряд структур — от ЖКХ до «Вторчермета». Согласно Указу №313 и Постановлению Совмина №1124 от 2 декабря 2014 года, перечень отходов для сбора в магазинах содержит электронное и электрическое оборудование, включая лампы, батарейки и т.д. Информация о том, как ведётся эта работа, должна быть на сайтах исполкомов.
- Энергосберегающие лампы с опасными компонентами обезвреживают в Гродно (200 тыс. штук в год), Светлогорске (420 тыс. штук), Бресте (320 тыс.), на минских предприятиях «Поступ» (1,2 млн) и «Экология 121» (1,2 млн). Практически это порядка 2,5 млн ламп в год. Но и этот процесс происходит не без отходов! В итоге они все-таки захораниваются!
- Ирина ШЕПЕЛЕВИЧ
Ответить