Сколько разрешено производить спиртных напитков областям и ведомствам, доводится ежегодно постановлением Совета Министров РБ. Для Брестской области эту квоту второй год подряд урезают.
Если сухими цифрами, немного упростив,то в тысячах декалитров картина такая:
2015 год:
— спирт — 360
— водка — 345
— вино плодовое -410
2016:
— спирт – 200
— водка – 300
— вино плодовое – 250
2017:
— спирт — 170
— водка -270
— вино плодовое – 80
Заметим, что это касается предприятий местного подчинения. Главный производитель в стране у нас – концерн «Белгоспищепром». Но и он попал под некоторое сокращение — с 7100 в прошлом году до 6242 тысяч декалитров в 2017. Напомним, что это по самой «крупной» позиции, именуемой в документе «Водка и ликеро-водочные изделия».
В целом по Беларуси уменьшается квота на производство водки и ликеро-водочных изделий с 11603 в уже прошедшем году до 11440 тысяч декалитров. Заметим, что для Гомельской и Гродненской областей квота на производство водки даже увеличилась.
Вопрос квот – чувствительный для областных бюджетов, потому как акцизы на производство спиртного идут в местные бюджеты. Напомним предысторию уменьшения квот.
Проблемы для наших производителей спиртного начались с начала 2015 года, когда в России упал рубль и стал выгодным экспорт водки в Беларусь. Подешевевшее завозное спиртное стало теснить отечественную продукцию.
С этим совпала и своя местная беда – предприятия должны были платить акцизы с даты производства, а не продажи. Местная власть давила на предприятия: мол, разливайте – бюджету нужны деньги. Водку развозили по магазинам и без того затоваренным – а она не продавалась. Потянулись неплатежи, у предприятий стали вымываться оборотные средства. Дошло до того, что Александр Лукашенко в августе 2015 года поручил КГБ распутать тему неплатежей за водку, потому как деньги зависали огромные.
Одним из решений стало понимание, что не надо производить водки и вина больше, чем публика может выпить. И квоты стали урезать…
Насколько справедливо их режут, и нет ли скрытой от публики борьбы между областями? Сложно сказать, но предположить, что это есть – можно. Ведь указ по сути перераспределяет большие потоки денег. Как тут без лоббирования? Так не бывает.
Вот такая ситуация. Так что патриот города, когда пойдет под Новый год в магазин, знает, что именно надо покупать.
Валерий ЦАПКОВ
Ответить