Под Новый год принято готовить подарки. Но история фермера Петра Бобко довольно грустная. Как он дошел до того, чтобы раздаривать собственность, купленную на аукционе?
Слушая повествование Петра Бобко о своей жизни, убеждаешься, что фермер – это прежде всего личность. Это концентрат из предприимчивости, силы воли и гибкости поведения в непростых ситуациях.
Фермерствует он чуть дольше, чем существует Республика Беларусь. Некоторые его рассказы порой похожи на исторические анекдоты, им трудно сразу поверить. Например, как в 1994-м году он дарил Александру Лукашенко после выборов 30 тонн зерна поздравительной телеграммой. Конечно, если начинаешь разбираться, то за этим эпатажем был конкретный трюк, которым он пытался заставить местных руководителей забрать-таки зерно на пункт приема. Что ж, никакой фантастики, такое может сработать…
На максимуме предпринимательского взлета он обрабатывал под сотню гектаров земли. Блеснул в Брестской области много чем: войной с браконьерами и дикими свиньями, скрещиванием их же (не браконьеров, а кабанов) с домашними свиньями, удачным
выращиванием гречихи…
Однако бизнес, который основан на личных качествах человека, уязвим перед жизненными обстоятельствами. С какого-то момента проблемы начали нарастать. Петр Кириллович четко назвал год, с какого все началось, но это обстоятельства личного характера, поэтому воздержимся от обсуждения.
Лучше обратимся к злоключениям текущего года, которые сподвигли на столь нестандартный жест – взять да и подарить объект, законно купленный на торгах. Да не кому-нибудь, а президенту.
Итак, в 2013 году Петр Бобко приобрел на аукционе здание в деревне Задубье Ганцевичского района. Когда-то там была школа, построенная из брёвен в 1959 году, во дворе – хозяйственные постройки, дощатый туалет. Кирпичный погреб, колодец, и всё это обнесено заборчиком. Основное здание – около 300 квадратных метров, на 19 марта 2013 года это стоило 8,5 миллионов рублей. Стоимость аренды земли, которая необходима для обслуживания строений, в эту сумму не входила.
Ошибка с двух сторон?
Теоретически, за такие деньги получить 300 квадратов – как бы и не дорого. Вопрос в том, сработает ли бизнес-план в условиях кризиса и конкуренции. Вот тут-то и начальная точка финансового кома, который навалился на фермера.
В своем письме к начальнику ИМПС по Брестской области Петр Бобко про обстоятельства того времени пишет так: «Налоги в 2013 и 2014 году с меня не брали. Являюсь пенсионером, объяснили, что от налога на землю я освобожден». Да, в Беларуси пенсионеры не платят налог на землю, но это касается строго определенных случаев, например, когда это дачный участок, земля под сад-огород. Но попадает ли в данном случае участок и строение под освобождение от налогов на недвижимость и землю? Увы, земля выделялась под обслуживание недвижимости, а это, как говорится, совсем другая налоговая песня.
Возникла тут еще одна «непонятка», связанная, по всей видимости, с тем, что Петр Бобко прописан в Брестском районе, а строение с землей – в Ганцевичском районе. Как оказалось, своевременно не начислила и не предъявила к оплате налоги на недвижимость и за землю инспекция МНС по Ганцевичскому району. К слову сказать, ей указано на допущенные нарушения.
Накопились долги
Когда «косяки» с двух сторон вскрылись, оказалось, что предстоит платить налоги за два года, да еще и с пеней. Итак, к началу этого года на Петра Кирилловича обрушились долги за 2013 и 2014 год. Задолженность стали вычитать из пенсии.
О каких суммах идет речь на данный момент? Просто процитируем официальный ответ из ИМНС по Брестской области: «По состоянию на 15.11.2016 задолженность по налогу на недвижимость составляет 1379,41 деноминированных рублей, по арендной плате — 831,28 деноминированных рублей, сумма пеней – 91,71 деноминированных рублей».
А тут еще настал срок платежей за 2016 год… Усугубляет ситуацию и то, что строение попало в перечень «неэффективно используемых». Для далеких от бизнеса читателей поясним, что попадание в этот список чревато увеличением земельного налога. Это касается и Бреста, и районов.
Дарю! Но не каждому…
В общем, взвесив свои финансовые возможности, Петр Кириллович решил отказаться от строения, которое прибыли не принесло. Брестский облисполком в августе рассмотрел его обращение и, за подписью зампреда Михаила Серкова дал ответ, что «Ганцевичский райисполком готов принять от Вас безвозмездно в собственность района недвижимое имущество».
Однако сказано, что «образовавшуюся за период с 08.05.2013 и до даты подписания договора безвозмездной передачи задолженность по налогу на недвижимость и земельному налогу в сумме 2404 рубля 66 копеек вы должны уплатить в районный бюджет. Взаимозачет за переданное в районную собственность имущество не производится».
Казалось бы, сдай землю Ганцевичскому райисполкому и всё. Однако определенная обида осталась на местную налоговую инспекцию, которая уведомила пенсионера о том, что он не должен платить налог на землю (по-сути дезинформировала П.К. Бобко). Правда, инспекторы, которые допустили такую оплошность, более не работают.
И Петр Кириллович решил: не отдам школу райисполкому, а подарю президенту! В конце-концов, чего только ему не дарят, вот недавно, например, корову подарили. А тут – целая школа, «брусчатое обшитое вагонкой здание, с холодными пристройками, кирпичным погребом, дощатым сараем, который числится капстроением, колодцем и деревянным забором».
PS: Петр Кириллович уже после публикации этого материала в газете, побывал в редакции. Он рассказал, что официальной реакции на его обращения в Администрацию президента пока не поступало. Кроме того, наш фермер уточнил, что задолженность по налогам на землю и недвижимость за 2014-15 годы им погашена полностью.
Ответить