В 35-ю годовщину военного положения, которое было введено в особых условиях 1981 года главой государства Войцехом Ярузельским, по Варшаве прокатилась очередная волна манифестаций. Город оказался практически парализован. Протесты были организованы как сторонниками правящей партии «Закон и справедливость (PiS)», так и протестным движением КОD, сложившимся в Польше в результате последних выборов и решений.
Комитет Обороны Демократии или, как они себя называют, «неполитический глас народа», представляет из себя огромное количество недовольных нынешней экономической и политической ситуацией людей. Именно эти люди, видимо, уже не выдерживающие последних перемен, какими живет страна, связанных с массовыми увольнениями в результате действий ныне правящей партии, изменениями законодательства в области медицины, образования, сельского хозяйства, института семьи и общества, раз за разом объединяются в оппозиционные колонны и выходят регулярно с плакатами и лозунгами на улицы страны.
Так, в октябре и ноябре это были так называемые «протесты в черном», когда женская половина или добрая часть столичных женщин блокировала кварталы, прилегающие к сейму. Связано это было с принятием и ужесточением мер, касающихся абортов и здоровья женщины. Девушки, женщины всех возрастов и профессий направлялись к Сейму и в промозглых осенних дождях под черными зонтами с черными траурными лентами требовали отмены принятых правящей партией решений. В то же время параллельно с повторяющимися «черными» акциями женщин всколыхнулись недовольствами медики и учителя; перекрыв сельскохозяйственной техникой основные дороги страны, снова о себе дали знать фермеры.
Дата 13 декабря для Польши и ранее была днем манифестаций, она сопровождалась маршами памяти жертв коммунистического режима, и так уж сложилось, что год за годом отмечалась регулярно. В этом году мирные манифестации отличались очень накаленной атмосферой. Тот же KOD провел свои митинги под лозунгом «Стоп девастации Польши» в 70-ти городах Польши, в Европе, США и даже в Австралии. Они призывали к защите демократических прав и свобод, которых, по их мнению, лишила поляков пришедшая к власти партия «Закон и справедливость (PiS)». Сторонники же правящей партии собрались с плакатами против KODовцев.
Что интересно, и приверженцы PiSa, и KODовцы пели один и тот же гимн Домбровскего, а под вечер выкрикивали одни и те же фразы «Бандиты, злодеи!», «Мы победим!». Причем, зачастую протесты разных сторон совпадали, и в течение короткого времени одна сторона начинала пользоваться лозунгами другой. Там было трудно разобрать, кто на кого что выкрикивает, а «Раз серпом, раз млотом, червона голота» и «Коммунизм – это зло» разносилось уже со всех сторон, так что в конце непонятно становилось, кто что требует.
Вечером политические волнения чуть было не переросли в стычки, но полиции удалось растеснить протестующих без массовых беспорядков и травм. Ситуацию подогревали своими выступлениями политики, не стесняясь в высказываниях, что еще более ожесточило неспокойно настроенный народ.
Масла подлили в огонь высказывания политиков.
Большинство должностных лиц высшего военного руководства подали в отставку после того, как с высоких трибун прозвучал следующий призыв главы оборонного ведомства Польши Антони Мачеревича, сделанное 13 декабря 2016 года: «Предлагаю сегодня в последний раз использовать слово «генерал» рядом с именем господина Ярузельского любым должностным лицом в Министерстве национальной обороны… Преступник, ответственный за вооруженные действия против своего народа, не заслуживает того, чтобы носить это воинское звание».
Что явно не поддержало большинство поляков.
Армия по сегодняшний день остается без высшего руководящего состава.
Народ снова вывалил на улицы. События четверга и пятницы, когда журналистов не впустили на очередные заседания и голосование в Сейме, когда толпы людей осадно удерживали депутатов в здании Сейма, из которого те до ночи не могли выбраться, став заложниками у своих избирателей. В тот вечер полиция применила против мирного населения слезоточивый газ.
Дни 16-17 декабря в Польше были объявлены объединившимися без перевеса в сторону какой-либо из партий работниками СМИ Днями без политики. Акцию организовали сплотившиеся дружной командой журналисты всех ведущих изданий Польши. Два дня страна удерживалась говорить и писать о тех вещах, которые разбивают единство народа, усугубляя и так болезненное состояние в обществе.
А в выходные со страниц газет уже посыпались объяснения: «Мы, польские медиа, не хотим быть политизированы. Мы хотим быть справедливыми и независимыми. Нам нужно иметь возможность в равной мере ставить перед телекамерой для ответа перед народом за действия любого характера и правящего политика, и простого гражданина, каждый должен в равной степени отвечать за свои поступки. Для этого нам надо иметь доступ к дискуссиям и решениям, которые проходят в залах заседаний Сейма, а не быть выдворенными… Мы не потерпим цензуры и возвращения в прошлое…».
В комментариях, которые сотнями сыплются под сегодняшними материалами СМИ, один общий тон: «Дайте нам не день, а месяц, год без политических распрей. Мы устали и хотим спокойно жить».
Понедельник все еще отмечается параличом власти. Снаружи Сейм блокируют протестующие с пятницы, несмотря на мороз, люди. Внутри здания их поддерживает действующая оппозиция.
В данный момент лидер правящей партии Ярослав Качинский ломает голову над кризисом, который явно вышел уже из-под контроля. Сейчас в правительстве проходит заседание «верхушки» и координаторов служб безопасности.
Все выходные мне и коллегам из соседних изданий поступают звонки с серьезными вопросами: «Сколько стоит квадратный метр жилья в Беларуси? Есть ли у вас польскоязычные школы? Какова средняя зарплата у служащего и через сколько лет можно получить белорусское гражданство?» Коллеги жаловались на невыносимую обстановку, в которой они не хотят работать и растить своих детей.
Все это очень тревожный и недобрый сигнал от наших наиближайших соседей. Очень хотелось бы, чтобы страна как можно быстрее вышла из сложившейся ситуации, а правящая партия нашла компромисс. Чтобы за столами во время намечающихся праздников в домах разговаривали бы о семье, здоровье, добробыте, а не о политических распрях и войнах.
В канун наступающего католического Рождества пожелаем нашим соседям добра, любви, стабильности и, главное, мира.
Ирина ШЕПЕЛЕВИЧ
Ответить