Политик и философ Анатолий Левкович, брестчанин, уже не первый год пытается создать партию, которая объединит всех социал-демократов. Он считает, что, только объединившись, социал-демократы смогут стать мощной политической силой в стране. Об этом он рассказал в интервью «Белорусскому партизану».
— Анатолий Иосифович, расскажите, как у вас продвигаются дела с партийным строительством?
— Я пока не партию создаю, а общественно-просветительское объединение «Социал-демократы за диалог и консолидацию».
— Получается, от создания партии вы отказались?
— Нет, не отказался. В 1991 году я был учредителем «Грамады», которую потом порвали на куски и в итоге этой партией сейчас руководит Станислав Шушкевич.
— Он недавно говорил, что партия испытывает финансовые трудности…
— Ну вот такие у нас вожди, что тут сделаешь… А когда я создавал «Грамаду», думал, что это будет единая социал-демократическая партия. Но получилось то, что есть… Социал-демократическое движение Беларуси немного штормит, поэтому я создаю объединение «Социал-демократы за диалог и консолидацию», чтобы на его основе все-таки объединить всех социал-демократов.
— Вы искренне верите, что получится?
— Может, получится в конечном итоге, как и с «Грамадой», но я же должен ставить глобальную цель и делать все для ее достижения.
— А сколько лет вы уже пытаетесь создать свое объединение?
— С 2012 года.
— И какие успехи за это время случились?
— Во-первых, мы объявили, что такое объединение есть. Есть база, на которой в перспективе могут объединиться все. Я ставлю большую цель – создать новую социал-демократическую партию. Причем идейную, куда бы входили все, кто разделяет наши принципы: и те, кто во власти, и те, кто в оппозиции.
— А какие шаги вы предпринимаете для достижения своей большой цели? Например, вышли на площадь вместе со Статкевичем, предложили купить партию у Шушкевича, пригласили в ресторан Ирину Вешторд?
— Я все это уже прошел. И с Шушкевичем общался, и со Статкевичем разговаривал. Может, только жениться на Ирине Вешторд не обещал. Но я считаю, что это все непродуктивные меры. Откровенно говоря, у нас такая специфическая партийная жизнь….
Вы посмотрите – человек был в нашей партии, а потом раз! – и пошел к Лебедько в ОГП. Был социал-демократом, перешел к буржуям. У нас партийные люди делятся по принципу я за или против Лукашенко. А в какой партии состоять – многим неважно.
Я же хочу начать все с начала, с белого листа. Я хочу объединить людей не по их отношению к Лукашенко, а по идейному, по программному принципу.
Кстати, я сам человек очень толерантный. И считаю, что и буржуи любят Беларусь, и социал-демократы любят Беларусь, и коммунисты любят Беларусь. Сегодня все за суверенную и независимую Беларусь! И Лукашенко, кстати, тоже.
Но в партии объединяются, потому что у все разное видение, как сделать страну лучше. Приходится людям объяснять азы политологии, что партии вообще-то по-разному видят, какой должна быть Беларусь.
Я – идейный социалист. И приглашаю всех, кто разделяет социал-демократические идеи, создать партию. Настоящую, мощную. Но для начала мы создаем объединение, членами которого могут быть и те, кто со Статкевичем на площадь ходит, и те, кто подчиняется Ирине Вешторд.
— А вам уже удалось подтянуть к себе этих людей?
— Идейных людей и подтягивать не приходится, их нужно просто организовать. А для этого нужны ресурсы.
— Некоторые про вас говорят так: «Левкович только говорить красиво может…»
— Ну я хоть говорить красиво могу. Некоторые и этого не могут. А если серьезно, то ведь именно я создавал структуры партийные. Ни Гриб, ни Шушкевич, ни Статкевич не создали столько структур, сколько создал я. Причем речь не только о Брестской области, а обо всей стране. И они до сих пор существуют! Сейчас мне все нужно начинать с нуля.
— Вам не кажется, что у нас партийная жизнь какая-то мертвая? В большинстве своем партии малочисленные, вялые, ни на что особо не влияют…
— Ну, так, а чего хотеть, если в оппозиционных партиях наблюдается броуновское движение? Сегодня в одной партии побыл, завтра в другую пошел. Примеров – тьма! От того же Калякина после ребрендинга поуходило немало идейных коммунистов. Кстати, мне кажется, что это была не самая лучшая идея – отказаться от бренда коммунистической партии.
— Да ну, ерунда. Или вы думаете, что кто-то еще сильно любит коммунистов?
— У коммунистов была идея, которой у некоторых политических партий сегодня, к сожалению, вообще нет. К большому сожалению, у нас сегодня многие делают политику в виртуальном пространстве, в социальных сетях.
На мой взгляд, это не правильно. Я считаю, что оппозиция должна быть включена в системный политический процесс. Она должна быть в Палате представителей, местных советах. Нужен реальный, а не виртуальный политический процесс!
Я уже не говорю о том, сколько раз я предлагал провести дебаты оппозиции хотя бы между собой. Чтобы услышать друг друга… Негласно меня все вроде бы поддерживали, а на деле…
— Анатолий Иосифович, так, а зачем вам этот оргкомитет по созданию объединения, зачем мечта о создании идеальной партии, которой, скорее всего не будет? Любовались бы природой, ловили рыбу…
— Я философ, и стараюсь брать от жизни все. Регулярно хожу в парилку, причем с двумя вениками – можжевеловым и лиственным. На рыбалку хожу. В прошлом году зацепил две рыбины по 10 килограммов, но у меня была перебита рука и я не смог их вытянуть.
Но и политика мне интересна. Правда, если раньше ради политики я жертвовал семьей и всем на свете, то сейчас так не поступаю.
— Если не секрет, на какие средства вы живете?
— Как многие люди моего возраста. Сугубо на пенсию.
— Хватает?
— У меня пенсия не дотягивает до трехсот белорусских рублей. Но я не жалуюсь. Мне хватает и 30 тысяч долларов в месяц, и 150 долларов в месяц. Я умею жить! И верю, что партию у меня получится создать. Мечты должны сбываться!
Я не из тех, кто лицемерит в политике, как, например, тот же Мечислав Гриб. На его глазах и при его участии происходили многие знаковые для страны вещи. Он молчал. Он был одним из тех, кто в свое время расколол «Грамаду». И сейчас молчит.
А я такой человек, что буду до последнего идти к своей цели. Я против буржуев, против олигархов, я привык называть вещи своими именами. Для меня не капитал, не деньги главное. Есть в жизни вещи гораздо важнее всего этого…
Источник информации: «Белорусский партизан»
1 комментарий
Зориан Доленга
21.05.2017 в 23:20Левкович много говорит правильного и говорил, но его поезд ушёл по его же вине из-за того, что в своё время не собрал вокруг себя верную команду. Левкович должен продолжать высказывать свои идеи быть может кто-то другой их и реализует во благо Беларуси.