По следам громкого задержания контрабандистов в Бресте
Медийное пространство нашего региона на днях всколыхнуло сообщение официального информагентства о задержании преступной группы, занимавшейся сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропов.
Со ссылкой на 6-е управление (по Брестской области) ГУБОПиК МВД сообщалось, что в группу входили трое неработающих жителей Бреста 1988 и 1990 годов рождения, организовавших канал контрабандной поставки из Украины в Беларусь боеприпасов и составных частей для огнестрельного оружия. Мужчин задержали с поличным 11 января при сбыте пневматического газобаллонного пистолета, переделанного кустарным способом в ручное нарезное огнестрельное оружие, которое предназначено для стрельбы патронами калибра 9 мм. При задержании также изъяты 56 пистолетных патронов калибра 9х18ПМ и взрывчатое вещество тротил массой более 1 кг. Кроме того, изъято 25 граммов особо опасного психотропного вещества амфетамин.
В ходе обысков у подозреваемых изъяты более 100 патронов различного калибра времен Великой Отечественной войны, порох, боеприпасы к ручному противотанковому гранатомету, взрывпакеты и звуковые ракеты, содержащие в своем составе взрывчатые вещества, составные части к огнестрельному оружию, металлические заготовки для ручек-пистолетов под малокалиберный патрон, поражающие элементы для использования в самодельном взрывном устройстве, инструменты для изготовления нарезных стволов к огнестрельному оружию.
По данным фактам Следственным комитетом возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 295 (незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ группой лиц) и части 3 статьи 328 (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) УК РБ. Однако самое интригующее содержалось в следующем фрагменте официального сообщения: «Подозреваемые являются сторонниками языческого движения «Белый фронт» и «Славянское возрождение», приверженцами украинского экстремистского движения «Правый сектор». Один из участников группы исповедовал и пропагандировал радикальную форму языческого вероисповедания «русское новославие» с элементами сатанизма. При этом он имел навыки взрывотехника, сам производил и испытывал самодельные взрывные устройства. Мужчина эпизодически употреблял психотропные вещества и марихуану».
Позднее, общаясь с журналистами, начальник отдела 6-го управления (по Брестской области ) ГУБОПиК Александр Лаврукович пояснил, что оружие, скорее всего, было ввезено на территорию Беларуси с Украины через государственную границу. В таком случае обвинительный список может быть расширен. Также, по словам Лавруковича, один из задержанных «свидетельствовал о своем участии в боевых действиях в Украине» и «вел переписку с бойцами «Правого сектора»», но правоохранители выяснили, что сам он не воевал.
В интервью «Радыё Свабода» Александр Лаврукович дополнил, что лично общался с задержанными, и один из них активно пропагандировал «новославие» — язычество с элементами сатанизма.
— Этот человек – сторонник радикальных движений: в его понимании вскоре должна начаться война, а значит, нужно реализовывать активные действия.
— Но каким образом украинский «Правый сектор» связан с российским «Славянским возрождением»?
— Во-первых, все названные движения — радикальные. «Новославие», которого придерживаются члены «Славянского возрождения» — это форма язычества и требует радикальных актов. Такие же методы продвигает и «Правый сектор». То есть люди не то чтобы поддерживали Русь, Россию… Основная идея там — славянизм.
— «Правый сектор» не занесен в официальный реестр экстремистских организаций на территории Беларуси. Почему в официальном сообщении БЕЛТА звучит именно такая формулировка?
— Мы можем оперировать юридическими понятиями, а можем — общечеловеческими. В БЕЛТА не юристы сидят, вот и написали таким образом. В любом случае, экстремизм — это противопоставление себя существующему государственному строю; действия, направленные на подрыв власти. Понятие экстремизма — новое для постсоветских стран, поэтому мы еще только разрабатываем методы борьбы с ним.
— Насколько активны сегодня в Бресте движения «Славянское возрождение» и «Белый фронт»? Много ли имеют сторонников и исходит ли от них реальная угроза обществу?
— Определенная угроза исходит от любого движения с оружием, неадекватным поведением и отличительным от большинства вероисповеданием. Мы изучаем, насколько эти движения распространены в Бресте, но ответить на вопрос пока не могу. Сторонники списываются через социальные сети, встречаются и принимают некоторые решения. Рано говорить о том, что мы знаем весь состав группы.
В свою очередь пресс-секретарь украинской националистической организации «Правый сектор» (теперь она трансформировалась в политическую партию) Артем Скоропадский отверг какую-либо связь с задержанными в Бресте. «Слова о контрабанде оружия нашими активистами выглядят как провокация со стороны белорусских властей, — заявил представитель «Правого сектора». — Во-первых, у нас не так много оружия, чтобы вывозить его с фронта. Во-вторых, присутствует довольно жесткая дисциплина. Такая ситуация очень маловероятна». Кроме того, по словам Скоропадского, «смесь пророссийских националистических движений и «Правого сектора», которую приписывают задержанным, — это какая-то политическая шизофрения. Ведь движения совершенно противоположные и идеологически противоречат друг другу. Невозможно представить, чтобы сторонники «Правого сектора» были одновременно в языческих, имперских, пророссийских движениях наподобие «Славянского возрождения»».
Подготовил Олег СУПРУНЮК
Справка «БК»
«Правый сектор» — правая украинская националистическая организация, которая возникла в ноябре 2013-го года как военизированное объединение во время Евромайдана в Киеве, когда уличные бойцы этой организации боролись против спецназа. В марте 2014-го «Правый сектор» трансформировался в политическую партию и собрал добровольческий корпус для участия в боях на Донбассе за территориальную целостность Украины.
«Славянское возрождение» представляет собой одно из ответвлений национал-социалистического движения. Как следует из информации в социальных сетях, филиалы действуют в России, Беларуси и Украине. Взгляды участников — ультраправые, расистские, с уклоном в имперскость. Они призывают к «белой победе» и фактическому уничтожению «всех небелых», распространяют свастики и хронику Третьего рейха.
Ответить