Приехав в январе в родной Брест, именитый Заслуженный артист Украины, солист Одесской оперетты им. Водяного, профессор Академии музыки им. Неждановой всего на денек разминулся с фестивалем «Январские музыкальные вечера–2017». А хотелось, чтобы наш земляк познакомился с этим форумом и, может быть, когда-нибудь в нем принял участие.
В нынешние зимние праздники у него состоялась встреча с одноклассниками 1968 года выпуска. В том числе и на квартире у известной брестчанки Людмилы Крапивной, куда добрались и две одноклассницы из Питера, а также Олег Ковалевский – младший брат из Москвы.
Одноклассники СШ № 1 г. Бреста 1968 года выпуска со Станиславом Ковалевским
Мне удалось взять интервью у Станислава Ковалевского, который первые шаги музыкальной карьеры сделал в Бресте. Вот как это было – рассказал он.
— В начальных классах СШ №1 у нас была очень хорошая учительница пения – Желобкова Мария Ивановна, и она в третьем классе заметила, что у меня дискант. И стала заниматься со мной вокалом (позже я узнал, что она закончила консерваторию в Минске, была профессионалом).
Тогда в Бресте и Минске проводилось много конкурсов, в которых я участвовал, меня называли брестским Робертино Лоретти, а я с удовольствием пел его репертуар – «Джамайку», «О соле мио»…
Потом началась мутация голоса, и я не пел вообще 2,5 года. А запел уже баритоном. Вместе с приятелями мы объединились в ВИА. Я поступил в БИСИ.
— А это был центр, рассадник современной авторской музыки, вспомним только «Золотую середину».
— Я только год проучился, бросил вуз, поступил в Брестское музучилище, но тоже недолго занимался – забрали в армию. И уже только после дембеля вернулся домой и закончил вокальное отделение под началом Мелетины Ивановны Аренской – замечательного педагога: знаю, что не так давно в Брестском музколледже был памятный вечер ее выпускников. Помнится, как в училище мы поставили спектакль «Алеко» — под руководством замечательного актера Константина Перепелицы…
И была у меня проблема после музучилища, куда поступать дальше: в Москву, Питер или Одессу. Выбрал Одесскую консерваторию – там вокальная кафедра всегда была на очень высоком уровне. Тогда там преподавала профессор Ольга Николаевна Благовидова – ее выпускники были певцами со всесоюзным признанием: Белла Руденко, Николай Агренич, Иван Пономаренко.
Я поступил в 1974 году, заканчивал уже у другого преподавателя –Поливановой Галины Анатольевны – это наша сегодняшняя завкафедрой, ранее она много лет была солисткой Минского оперного театра. Ее муж был знаменитый Народный артист СССР Вощак Ярослав Антонович, замечательный дирижер.
Когда я заканчивал консерваторию, меня пригласили в театр, то есть я учился и работал. Закончил учебу в 1979 году, а с 1978-го и по сей день работаю в Одесском театре оперетты им. Водяного. С 1987 года преподаю в Академии музыки им. Неждановой, профессор, у меня очень много выпускников, по всему миру поют и наши, и китайские, и другие.
— Можно некорректный вопрос? После развала Союза, когда все разошлись по национальным квартирам, изменился масштаб востребованности оперных певцов?
— Да. При Союзе сколько мы ездили по большой стране, и в Москву ездили каждый год, и не по одному разу, и в Питер, Таллинн, Ригу, Тбилиси, Ереван. Золотое было время.
— Теперь в каждой республике по своему большому театру, и в Минске.
— Кстати, наш театр недавно привозил на гастроли в Минск «Пиковую даму» Чайковского. Я не был занят в этой опере. Партию Германа пел солист Минского оперного театра Эдуард Мартынюк. Он когда-то учился в Днепропетровском театральном училище, я ездил в это училище и отбирал ребят на работу, в том числе и его. Он и у нас Одессе работал, а вот теперь в Беларуси солист оперы.
— Расскажите о Вашем репертуаре – наверняка, большой…
— Очень большой. Я за свою жизнь сыграл десятки наименований спектаклей – и оперных, и мюзиклы, и оперетта. Слава Богу, что мне повезло в жизни. Я работал рядом с гениальными актерами.
— Вы много концертируете?
— Я много раз был на гастролях в Америке, в Германии, во Франции, в Израиле с различными коллективами, с оперными спектаклями. И народные песни пел украинские, русские, итальянские. И в кино снимался. Даже в «Ликвидации».
Сейчас студенты мои работают и в России, и в Германии, и в Испании. А я на гастроли отправлюсь в марте на Кипр, в апреле – в Германию.
— То есть, язык музыки Вам помогал в самых разных ситуациях – и политических, и социальных, и прочих, он помог состояться. А Ваши дети что выбрали?
— Сыны мои пошли по другой стезе: старший в Одессе закончил строительный вуз, а теперь уже обосновался в Чикаго, там и внук мой. А второй сын живет в Одессе вместе с нами.
— В Бресте Вы еще не пели?
— Пел. Мы приезжали сюда лет 15 назад, в конце 1990-х, группа наших артистов, я лично договорился с директором Брестского театра, тогда драмы и музыки. У нас было два концертных вечера, тогда еще были в зале мои родители…
— Пора повторить: приезжайте к нам с выступлением и на фестиваль «Январские музыкальные вечера», и летом на День города – все будут рады замечательному земляку и его ученикам…
А дальше, после разговоров, так уместно было услышать песни, которые любят все: и «Шаланды, полные кефали», и «Карие очи, черные брови», которые пел в дружеском кругу Станислав, а ему подпевали одноклассники.
Думаю, будут они звучать и на юбилее Людмилы Крапивной, которую мы сердечно поздравляем и желаем, чтобы все ладилось и в галерее «БелАрт», и дома, и на всех других направлениях.
Людмила Крапивная и Станислав Ковалевский в Одессе
Любовь ПАВЛОВА
Фото Андрея КРАПИВНОГО
Ответить