В Брестском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья состоялся «круглый стол» по профилактике суицидов в подростковой среде с участием специалистов заинтересованных служб.
Как рассказала главный внештатный детский психиатр области Надежда Трофимчук, в 2016 году было совершено 8 суицидов среди несовершеннолетних и 45 попыток сведения счётов с жизнью.
По сравнению с предыдущими годами, когда регистрировалось по одному – три случая подростковых суицидов, наблюдается большой рост.
Потому, как отмечалось на пресс-конференции, сегодня важно объединить усилия семьи, школы, правоохранительных органов, духовенства, социальных и психологических, служб, чтобы минимизировать риск подобных ЧП.
— В современном мире одним из тяжёлых повреждающих факторов является мощная информационная атака на наших детей, — акцентирует Надежда Трофимчук. – То, что дети не приспособлены к самостоятельному времяпрепровождению в интернете. Они из-за своей психологической незрелости не оценивают те риски, с которыми сталкиваются, и подвергаются большому внушению. Из бесед с подростками, с которыми я работаю, могу поделиться: они рассказывают, что сотни и тысячи людей посещают те сайты, где советуют, например, каким образом можно совершить суицид.
Как отметила специалист, сегодня невозможно полностью изолировать детей от интернета, как невозможно полностью контролировать посещаемость ими различных сайтов и социальных сетей.
— Но мы должны действовать так же, как действуем в общесоматической медицине, — говорит Надежда Трофимчук. – Когда мы выпускаем ребёнка в среду, которая наполнена разрушительными факторами, бактериями, вирусами, мы заботимся о том, чтобы у него был хороший иммунитет. В контексте психического здоровья этот иммунитет называется антисуицидальным барьером. Для ребёнка в первую очередь это удовлетворение простых базисных потребностей, на которых базируется его психическое здоровье.
Это потребности:
- в безопасности,
- во внимании,
- в любви,
- в самореализации.
Как акцентировала детский психиатр, эти потребности свойственны в любом возрасте, но для ребёнка удовлетворение их является залогом психического здоровья.
Если же эти потребности не удовлетворены, если в семье он их не находит, то ищет, как удовлетворить их на стороне. Ищет какие-то группы, зависает в социальных сетях, где псевдовнимание и псевдодружбу принимает за чистую монету.
— Поэтому этот антисуицидальный барьер должен формироваться, в первую очередь, в понимании родителей, – советует специалист. – Первичная работа должна проводиться с родителями, чтобы у них была повышенная ответственность за своих детей. Чтобы взрослые понимали, не только в каком возрасте и что они должны дать ребёнку, но и как построить отношения с подростком, как общаться бесконфликтно. Тое самое касается учителей, психологов, психологических служб. Необходимо сформировать у ребёнка навыки жизнестойкости.
Если у ребёнка будут сформированы эти навыки, то независимо от ситуации (предложение попробовать наркотик, предательство, неразделённая любовь, несправедливое замечание и т.п.) они будут запущены в ход, и он отреагирует правильно.
Коснулись специалисты и причин подростковых суицидов. Так, основной из них являются проблемы в семье: нарушение взаимоотношений между родителями и ребёнком, отсутствие взаимопонимания, полноценного общения, конфликты с родственниками.
Ещё одна причина, толкающая несовершеннолетних к сведению счётов с жизнью, – межличностные проблемы. Сюда можно отнести безответную любовь, разрывы отношений между друзьями, сверстниками, ссоры. Всё это в жизни подростка имеет большое значение, потому важно учить ребёнка с малых лет налаживать отношения со сверстниками, не провоцировать конфликты, не обижаться, прощать.
И третья причина, толкающая к суицидальному поведению несовершеннолетних, – проблемы в школе: конфликты с одноклассниками, учителями, переживания по поводу учёбы, отношений в классе.
Как свидетельствует статистика, в области в 2016 году зарегистрировано 8 тысяч обращений несовершеннолетних за помощью к психиатрам. Из них 700 детей и подростков проходили лечение в дневном стационаре, 10% находилось в опасном суицидальном состоянии.
Наталья АЛЕЙНИКОВА
Ответить