Продолжает звучать эхо Афгана в Бресте
Афганистан… Долгие годы за этим словом для нас скрывались просто необычные пейзажи с величественными горами и палящим солнцем, а ещё люди, к которым в полную силу не дошла цивилизация. Но в 1979 это слово обрело для советских людей трагический смысл.
В канун наступавшего 1980 года после неоднократных просьб правительства Афганистана для оказания интернациональной помощи СССР ввел военный контингент в далекую и неизвестную нам страну. Но лишь когда первые самолеты, вернувшиеся из Афганистана, привезли тела погибших наших ребят, когда головы матерей покрылись черными платками, а волосы побелели за ночь, все поняли, что в дома громко стучится Афганистан, несущий с собой слезы и горе…
Через 9-летнюю войну, которую впоследствии назовут ошибкой, пройдет не менее полутора миллионов человек. В ней погибнет почти 14 тысяч человек, 30 тысяч будет ранено, станет инвалидами 6,6 тысяч «афганцев». Невосполнимая утрата, боль и горечь.
У брестчанки Тамары Константиновны Плехановой, учительницы русского языка и литературы СШ №20, на эту войну в 1983 ушел родной брат. К великой радости, молоденького офицера Володю Коцевича семья Тамары Константиновны домой дождалась с войны живым.

Владимир Концевич
— Каждый задумывается над вопросом: что такое Родина? Ответы у всех разные,— рассуждает женщина. — Это — и отцовский дом, и березка у дороги, и первые шаги в детстве, и колыбельная матери, и небольшое село, и огромный город. Родина— это местечко, где ты родился и вырос, это Отечество — земля наших отцов и дедов. Человек любит свою семью, родных, школу, страну и свой народ. В этом заключен патриотизм человека. В Афганистан наших ребят посылала Родина, и они с честью обязаны были выполнять и выполнили свой интернациональный долг.
Я помню, будто это было вчера, как я ежедневно с невероятным волнением открывала и проверяла почтовый ящик на наличие в нем письма. Володя писал домой много и часто. Я, забывая обо всем на свете, тут же вскрывала конверт и жадно читала весточку, а в голове только и гудело: «Значит, живой, значит, живой!» Бежала, конечно, тут же к маме. А мама никогда сразу не читала письмо. Она прижимала конверт к груди и долго плакала. Я успевала рассказать ей, что узнала из письма. Володя писал обо всем, но все больше о том, как терял друзей. Помню, как он сообщил о парне из Бреста, которого случайно повстречал в Кандагаре. Игорь Поклестов… Он рассказал моему брату, что уже дни считает до окончания службы. Не судьба. Игорь погиб…
Тут стоит сказать, что на базе средней школы №13 Бреста есть музей памяти, посвященный воинам-интернационалистам. Там собрана информация о десятках брестчан, исполнивших свой интернациональный долг в Афганистане, в том числе и об Игоре Поклестове.
— Два года мы горячо молились за нашего Володю и за всех парней, кому выпало пройти горнило этой страшной войны. У меня все переживания выливались в строки стихов. Вот и недавно, в глубине души ожидая приближающуюся дату 15 февраля— день вывода войск из Афганистана, я сочинила эти строки:
Жара. Так хочется испить воды глоток,
И кажется: нет сил терпеть, нет мочи.
Сухие губы шепчут: «Потерпи, браток,
До места доберемся к ночи…»
Теряли вы друзей-однополчан,
И трудно было с этим вам мириться,
А сердце бедное, превозмогая боль от ран,
По-прежнему жило и продолжало биться.
А по ночам вам снился дом родной
И двор, где вы мальчишками в футбол гоняли.
И каждый день, вернувшись с вахты боевой,
Вы дни до дембеля в Союз считали.
Вы собираетесь с друзьями каждый год.
Вы вспоминаете, за жизнь тихонько споря,
Афган свой позабыть вам память не дает,
Хоть и принес он вам так много горя.
— Я так счастлива, что могу сказать и сегодня своему брату: «Спасибо, что живой!» Володя живет не в Беларуси. Сразу после Афганистана его направили служить в Приморский край, затем он получил назначение в Тулу. Ежегодно он со своими однополчанами встречается в Москве. В их честь проходят приемы даже в Кремле. Он много рассказывает мне об этом. Я очень горжусь своим братом, но не перестаю задаваться вопросами: «Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причинами которых становятся войны?»

Тамара Плеханова
Тамара Константиновна оборвала свой эмоциональный рассказ и черезпаузу начала тихо читать, как оказалось,тоже недавно сочиненные ею строки:
Война оставила свой след
В судьбе и жизни многих поколений.
И людям принесла немало бед,
Воспоминаний горький и мучений.
И не найду я до сих пор ответ,
Все завертелось в круге адском.
Родной мой дядя, моим детям дед,
Пропал без вести в 43-мпод Луганском.
Скупые строки — как удар судьбы: пропал в бою.
А был тот бой отчаянно смертельный.
И никого, родной, я не виню,
Что не сберег тебя твой крест нательный.
Не утихает в сердце ноющая боль,
А дни, как реки, быстротечны.
Скажи, солдат, обрел ли ты покой,
Горит ли над тобой огонь, как память, вечный?
Семья Тамары Константиновны не дождалась с Великой Отечественной войны Петра Григорьевича Коцевича. Он приходился ей родным дядей. Ушел на фронт солдат со своим односельчанином из деревни Деменичи, что в Жабинковском районе. Долгие годы семья располагала очень скудной информацией о дорогом им человеке. На руках осталась последняя весточка солдата из Луганска, и потом еще пришло скупое армейское: «Пропал без вести».
— Мы никогда не переставали думать о Петре Григорьевиче. Мы делали много запросов в самые разные инстанции. И можете себе представить, совсем недавно откликнулся поисковый отряд из Витебска. Оказывается, дядя погиб в мае 44-го. Нашли его могилу.Скоро придет весна. Мы поедем поклониться той земле…
Казалось бы, войны должны уйти в прошлое. Но, к огромному сожалению, главный вопрос:«Быть или не быть войне?» — решает совсем не тот, кто несет на себе её реальный смертельный груз. Поэтому и не стихают они до сих пор на нашей земле, и не высыхают людские слезы от горя утрат…
Светлана ВЕРТИНСКАЯ
1 комментарий
Johnette
28.02.2017 в 10:18Play inviomatrfe for me, Mr. internet writer.