С приближением «часа Х» — 20 февраля официально заканчивается срок уплаты «налога на тунеядцев» — эта тема получает всё большее звучание уже не только на страницах СМИ или в интернет-пространстве, но и в реальных жизненных историях белорусов.
Согласно последним официальным данным, которые озвучила заместитель министра по налогам и сборам РБ Светлана Шевченко, налоговые органы страны направили гражданам 470 тысяч извещений на уплату сбора на финансирование государственных расходов за 2015-й год. При этом уплатили этот сбор почти 46 тысяч человек (т.е примерно каждый десятый), а в бюджет поступило около 14 миллионов рублей.
Александр Лукашенко: не я виноват, что обозвали «тунеядцами»
Мы долго думали, что разные случаи бывают, как не обидеть человека, — сказал глава государства, комментируя поправки в декрет №3. — И тогда мы дописали туда одну формулу, которая решает все проблемы, — если ты попал в какую-то жизненную трудную ситуацию, надо исключить этого человека, чтобы не платил эти деньги».
По мнению Лукашенко, декретом «о тунеядцах» возмутилась небольшая часть населения, и отменять документ не следует: «Считаю, что нет оснований сегодня дальше раскручивать эту тему. Декрет работает года три. Давайте поживем. Если мы уж с вами придем к одному непреклонному выводу, что это анахронизм и он не нужен, мы его отменим. Не спешите. Может, он еще много чего полезного привнесет в нашу жизнь… Если кого-то это обидело, то не я виноват, что обозвали «тунеядцами». Вы не найдете в декрете президента слово «тунеядец». Этот документ касается небольшой части населения, которую мы подталкиваем для того, чтобы они работали. Но мы же не заставляем работать
Если иметь в виду Брестскую область, то здесь извещения, прозванные в народе «письмами счастья», получили 69 221 человек, что составляет 15% от общего количества по стране. Заплатить требуемую сумму успели немногим более 5 тысяч граждан, а вот в отношении почти десяти тысяч человек налоговые органы либо полностью отменили решения об уплате сбора на «тунеядцев», либо уменьшили сумму платежа после предоставления документов и пояснений. По словам заместителя начальника областной инспекции Министерства по налогам и сборам Галины Жданени, в подавляющем большинстве случаев (97%) речь идет о тех жителях Брестчины, которые в 2015-м году находились за пределами Беларуси более 183 дней.
Но и это еще не всё. Поскольку полномочиями об освобождении от уплаты сбора с формулировкой «в связи трудной жизненной ситуацией» наделены и местные органы власти, то немалое количество граждан обратилось в специально созданные комиссии при гор- и райисполкомах. В связи с этим возникает резонный вопрос: насколько в целом адекватна цифра о потенциальных «тунеядцах» в брестском регионе? И если председатель облисполкома Анатолий Лис во время недавнего общения с журналистами призывал «не спекулировать» на этой теме, то прокурор Брестской области Виктор Климов посетовал, что при реализации декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» порой возникают определенные трудности и издержки. «Когда налоговые инспекции направляют извещения на уплату сбора о финансировании госрасходов, они исходят из той базы, которая у них имеется, — пояснил глава надзорного органа. — Возможно, где-то на местах не учитывают некоторых нюансов или не могут их просто объективно учесть. И здесь могут возникнуть какие-то конфликты или жалобы». По словам Климова, прокуратура в силу своих полномочий вмешивается в таких случаях и совместно с налоговыми органами старается своевременно разрешать возникающие вопросы. «Если человек действительно не фигурант этого декрета, то он точно платить ничего не будет. Главное, чтобы всё было по справедливости и по закону», — резюмировал прокурор области.
Между тем, как свидетельствуют массовые обращения граждан не только в органы власти, но и в самые различные общественные структуры, как с количеством «дармоедов», так и с обоснованностью включения в этот список вполне добропорядочных граждан вышла очень большая промашка. Как рассказали активисты кампании «За наш город!», буквально за пару дней к ним обратились за консультацией более ста безработных, получивших уведомления из налоговых инспекций о необходимости уплаты соответствующего сбора. По словам активистки кампании и руководителя городской организации БСДП Анны Канюс, все обратившиеся считают, что нарушаются их конституционные права. «Люди приходят к нам, потому что реально не могут заплатить этот сбор, — делится Канюс. — Это и матери-одиночки, и родственники, ухаживающие за инвалидами или пожилыми. Например, за советом обратилась женщина, которая до этого сходила в налоговую и горисполком. Там чиновники упрекнули ее в том, что раз выжила как-то за эти годы, значит и сейчас проживет, заплатив налог «на тунеядство». Их не волновало, что женщина одна воспитывает ребенка, а в 2015-м году необходимо было ухаживать за тяжело больной матерью».
Еще одна отличительная особенность нынешней ситуации — реакция людей на предложение оставить свою подпись под обращением за отмену упомянутого декрета. Члены оппозиционных партий и независимых профсоюзов отмечают, что такого рвения люди давно не проявляли даже во время какой-нибудь избирательной кампании. И эта активность не остается незамеченной соответствующими структурами: так, член профсоюза РЭП Александр Сахарук собирал подписи 5 февраля у входа в один из брестских магазинов торговой сети «Евроопт». Когда число подписавшихся перевалило за сотню, к Александру подошел сотрудник милиции и потребовал объяснений, заявив, что поступила жалоба, будто бы Сахарук пристает к гражданам (при этом собравшиеся у магазина люди утверждали, что никакого принуждения не было). Тем не менее, пару дней спустя активисту независимого профсоюза вручили повестку и составили протокол об административном правонарушении. Теперь Александра Сахарука ожидает суд, а сам он считает такие действия «правовым беспределом, цель которого — запугать сборщиков подписей и людей, подписывающихся за отмену данного декрета».
Ожидают суда в Барановичах Николай Черноус-старший и его сын (также Николай), которые организовали сбор подписей против «декрета о тунеядцах» у здания местной налоговой инспекции. На отца и сына был составлен протокол якобы за организацию несанкционированного мероприятия. Кстати, на примере Барановичей опробован и другой любопытный способ, дабы привлечь внимание к протестным настроениям: получатели «писем счастья» в этом городе решили посетить фискальные органы не поодиночке, а внушительной группой, чем вызвали смятение среди чиновников. Случайно или нет, но после этой истории налоговые службы не только Брестчины стали особо подчеркивать, что сведения об отсутствии у гражданина обязанности по уплате сбора «за тунеядство» можно предоставить как лично, так и по Интернету.
На уличную активность, связанную с негативным отношением к декрету №3, рассчитывают в Объединенной гражданской партии Белорусской партии левых «Справедливый мир». Как рассказал исполняющий обязанности председателя областной организации ОГП Владимир Вуек, только в Бресте представители оппозиции передали в горисполком 26 заявок на пикеты, провести которые предполагается в один день (18 февраля) в разных частях города, включая площадь Ленина, парк культуры и отдыха «1 Мая», у центра занятости населения и около крупных торговых объектов. Во всех случаях пикеты были запрещены.
Советы юриста
Как оспорить требование налоговой об уплате «налога на тунеядство»?
- Написать жалобу в районную налоговую инспекцию не позднее 17 февраля 2017 года. В противном случае с 21 февраля с.г. будет начисляться пеня в размере ставки рефинансирования (на данный момент 17%, что составляет 5,4 рубля в месяц).
- В случае неудовлетворительного ответа в течение 10 дней со дня его получения можно обжаловать решение в областной налоговой инспекции.
- В случае отрицательного ответа из областной налоговой инспекции можно обращаться в суд. Пока обращение рассматривается, пеня за неуплаченный налог не взимается.
Олег СУПРУНЮК
Ответить