Год от года жильцы густонаселенных микрорайонов города Бреста обращаются к властям с просьбами закладывать скверы, на что власти отвечают в основном уплотнением застройки, порой самым дерзким образом.
Несколько лет назад в Южном микрорайоне происходили баталии с участием местных жителей, которые на законных основаниях охраняли свой родной зеленый угол от лап тяжелой техники, что должна была выкорчевать полувековые сосны и вбить практически в парковое пространство несколько многоэтажек.
То, что удалось тогда сделать отставным офицерам (а старый Южный – это в основном военные и их семьи), к сожалению, не удается сделать в других уголках города. И тогда рождаются такие темы, как эта.

«Рублевка» по-брестски
Брестская Рублевка
Жила себе бабушка Нина испокон веков на заброшенных окраинах Бреста, имела избушку да огород пару соток, воду лишь в колодце и прочие лишения в виде отсутствия нормальных пеших дорог к своему жилищу. Вырастила детей, которые уже и стали помогать с благоустройством. Так как домик был маленьким, с туалетом на улице, семья, которая нуждалась в улучшении жилищных условий, год за годом отправляла заявления на имя председателя Брестского горисполкома, где просила рассмотреть возможность строительства дома на участке. Но семье отказывали, объясняя, что полноценный участок в 0,05 га на этой территории пока не формируется, окончательно вопрос может решиться только в процессе проектирования ул. Васнецова.

Жила баба Нина…
Здесь требуется пояснение. Улица Васнецова, стоило бы ее назвать Брестская Рублевка или Дворецкая, появилась на картах города не так давно. Центром этой «рублевки» стали озера-старицы, что за Техническим университетом. Некогда захолустный уголок нашего города, переживший уже свой бум в лихие 90-е, когда здесь размещался вещевой рынок. Тогда-то и началось плотное освоение деревни Гузни и улицы Богданчука. Расторопными предпринимателями было замечено, что в пяти минутах езды (естественно, на личном авто) от Востока и в десяти от центра города имеется прекрасная зеленая территория. Прямо в водоохранной зоне на берегу реки Мухавец, с лебедями-птицами да как в песне Игоря Талькова – чистыми прудами и развесистыми ивами. И вот в каждой европейской стране мэр города, воздвигаемый на пост гласом народа, боролся бы за такого типа земли города, чтобы сделать из них всенародное благо, а затем хвалился перед другими городами страны, что вот, мол, «была озерная гладь, а мы очередной парк для будущих поколений там построили». У нас страна особенная и руководителей назначают сверху. Так что дальнейшие действия «на благо будущих поколений» или чего другого зависят прямо пропорционально от аппетитов чиновников. Вот и выходило десятилетиями, что вся система строилась по принципу «пришел, увидел, победил» и … захватил. Может быть, такая формулировка звучит слишком откровенно и грубо, но вспомним родной зеленый город. Некогда и впрямь зеленый, ныне, как шахматная доска, залитый бетоном и наделенный однотипными многоэтажками. У водных гладей заставленный частными коттеджами, никак не попадающий в ранг городов с зеленой стратегией. Есть у Бреста за последние годы множество позитивных моментов. Школы, дороги, дворцы из республиканского бюджета, реставрированный центр и железнодорожный вокзал вокзал и, как визитная карточка, – чистота. Это большой плюс. Но тема у нас о жилом и зеленом фонде. Вот и вернемся к территории за Техническим университетом и семье старушки Нины.

Зеленый оазис до прихода застройщиков выглядел так

Это было излюбленное место отдыха местных жителей и студентов
Исходящие из горисполкома…
Из ответов горисполкома выходило так, что люди, проживающие у озер (адрес: ул. Богданчука), имеющие участки в пожизненном наследуемом владении, дома себе там построить не могут. К слову сказать, семья Нины, проживающая по Богданчука и ходатайствующая в горисполком, была не одна. Люди из стареньких построек, испокон веков проживающие по этой улице не один год, обивали пороги городских властей, чтобы получить нужные разрешения, но половина из них получила примерно один и тот же ответ: «нет». Может, они бы и смирились с судьбой, но в 2001 году 16 семьям, проживающим на отрезке Богданчука 86-110, пришли бумаги, что ПСО НПП «Научпром» на основании проекта детальной планировки Бреста разработало архитектурный план «Группа индивидуальных жилых домов, расположенных между ул. Богданчука и многоквартирным жилым комплексом в районе БрГТУ в г. Бресте». Планом предусматрено строительство 14 индивидуальных жилых домов по ул. Васнецова. Согласно проекту, для строительства этого квартала необходимо изъять части земельных участков, которые были выделены для строительства и обслуживания жилых домов по ул. Богданчука. Отдельным бедствием для района значилось в планах застройщиков засыпать озера-старицы. Иными словами, попросту забрать у города зеленый оазис, а у владельцев старого частного сектора – участки, где находились насаждения и хозпостройки, часть их семейных владений. Закатывание озер под участки не произошло в результате активных действий тогдашней Партии зеленых. И один из местных жителей микрорайона до сих пор хранит томик переписки с министерствами и экспертизами по этому поводу. В одном из документов, присланных из Минска, говорится, что властям города следовало бы признать территорию уникальной ввиду биологического разнообразия и наличия водных поверхностей. А вот частные землевладения намеревалось изъять «для государственных нужд».

Работа на объектах ведется стахановскими темпами и под пристальным руководством
О том, что на их участках запланировано строительство, люди узнали постфактум. С проектом их никто не знакомил. «Сначала нам говорили, что на наших участках будут обслуживать ливневку, там по огородам идет большая труба, — поясняла журналистам семья пострадавших Мельниковых. – Но когда оказалось, что колодцы находятся не на наших участках и к ним есть проезд, стали говорить, что будут строить государственную дорогу, под нее земля и уйдет». Пока дорога зависала в воздухе, аукцион с единственным участником и, как следствие, «победителем» стал «Научпром».

соляная кислота попадет в грунт прибрежной территории

«Остро» нуждающимся в улучшении жилищных условий «ставят» именно такие дома
Научпром по-своему решает вопросы природоохранного законодательства в нашей стране
Обратимся к истории и законодательству
В 2007 году в суд Московского района города Бреста было направлено расследованное прокуратурой Брестской области дело по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере) в отношении трех должностных лиц ООО «Научпром» (61-летний руководитель Савченко В.А., его 44-летний заместитель и 30-летний главный бухгалтер). Часть 2 статьи 243 Уголовного кодекса предусматривала наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от трех до семи лет, а также конфискацию имущества….

У «Научпрома» свое видение природоохранного законодательства
О грядущих переменах в своей жизни жители, с их слов, узнали из уведомлений, которые разослало тогда УП «Проектный институт Брестгипрозем». Другие уведомления — о проведении работ по установлению границ земельного участка — пришли в ноябре 2013. В нем «Брестгипрозем» ссылался на решение облисполкома №1895 от 11.09.2013 года «об изъятии и предоставлении участков под государственные нужды». В выписке говорилось, что «для государственных нужд» будут изыматься части участков домов начиная с 82-го (а не 86-го, как указано в извещении о проведении аукциона). Соответственно увеличилась и площадь участка, предоставляемая «Научпрому» для строительства, — 0,9498 га против 0,8500 га, обозначенных в извещении. У жителей района и журналистов, проводивших тогда расследование, возникал закономерный вопрос по поводу того, что имелось в виду под государственными нуждами.
В гл. 4 п. 35 Кодекса РБ о земле сказано, что «в случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких) с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания».
Попользовались и хватит
Именно так на обращения корреспондентов отвечал тогда начальник управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома Олег Ляшук. Отдел по земельным ресурсам и землеустройству облисполкома счел претензии обоснованными и направил в горисполком письмо, где указал при изъятии части участков на необходимость «в максимальной мере защитить» права жителей. Но архитектурный бог был неумолим и отвечал на вопросы СМИ следующим образом:
Согласно проекту детальной планировки, эта территория определена под коттеджную застройку. Первая очередь уже построена, сейчас идет разговор о застройке второй очереди на базе тех участков, которыми сегодня пользуются люди, не имея на это, будем говорить, никаких документов. Поэтому эта территория была выставлена на аукцион. Сегодня оформляются документы по изъятию этих территорий в установленном порядке. Если там будут документы, которые дают права на участок, то есть под огородничество, то им будет компенсировано в установленном порядке.
— Но ведь участки оформлены в пожизненное наследуемое владение.
— Если земельное пользование, то есть вопрос такой, что попользовались… И я уже устал объяснять, что мы не просто так забираем эту территорию, она определена генеральным планом под строительство жилья, а не под огороды.
— До того, как решение об изъятии участков было принято, проводились ли обсуждения с жителями?
— Конечно, собирались, объясняли несколько раз, но это же бесполезный разговор. Мы давным-давно, еще лет пять назад, а то и десять, собирались по этим вопросам. С жителями ничего не решили, просто был скандал. А в конечном итоге все равно надо делать застройку. А так, конечно, кому-то очень хорошо пользоваться чужой территорией, государственной, и ставить палки в колеса, чтобы не выполнялась строительная программа по индивидуальному жилью. А нам ее негде выполнять, сегодня мы выбираем в городе все пустующие участки, где есть возможность посадить жилой дом, потому что пока у нас нет официальных территорий, на которых мы могли бы дальше развивать.
— Жильцы дома по адресу Богданчука, 110 обращались в горисполком с заявлением разрешить им построить дом на этой территории, что им ответили?
— У нас по строительству жилья можно куда угодно обращаться, если ты имеешь на то основания или стоишь на очереди. А в данной ситуации идет разговор о том, что эта площадка была определена под аукцион.
Ситуация вырисовалась непростая
Во-первых, жильцы данных домов демонстрировали прессе документы землепользования и собственности на строения. Во-вторых, понятие государственных нужд содержащееся в ст. 1 Кодекса РБ о земле от 23.07.2008 г. разъясняет, что «потребности, связанные с обеспечением реализации градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, схем землеустройства районов, утвержденных в соответствии с законодательством, а также с размещением объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь» и есть государственные нужды.
Получается, что кто-то, как клиенты ООО «Научпром», могут оказываться больше нуждающимся, чем ты, потому как у них больше денег, а землю, на которой жила и работала десятки лет твоя семья, в один прекрасный день могут просто, как в начале прошлого столетия, прийти и конфисковать, потому как ты в силу каких-то причин не смог стать участником аукциона, где твою землю продавали, а, может, не знал про него вообще. По версии властей, всё на законных основаниях. Из доводов жильцов приозерного микрорайона выходит, что в нашем социально ориентированном государстве для того, чтобы создавать благо для одних, приходится лишать этих благ других?
Интересно, а если бы в качестве эксперимента предложить руководству страны ввести указ, что в двухэтажные коттеджи и пятикомнатные квартиры госслужащих по надобности подселять остронуждающихся мало защищённых граждан, хотя бы временно, на год-другой? Или указ, обязующий чиновников – владельцев строений и земельных участков, повторно выкупить их у государства на аукционе, потому как уже «попользовались». Может, тогда они, властьимущие, задумаются?
Для кого блага?
И вот тут-то стоит прогуляться вдоль озер, где жители района дружно обсуждают тот, чуждый берег, на котором вырастают вместо яблоневых садов хоромы. Хватит уже втискивать частные коттеджи один на другой, сделали бы людям сквер, парк, рекреационную зону, да что угодно, у нас в районе все застроено, для прогулок только территория университета и вот этот отрезок у озера с одной пешей дорожкой».

Место для игр детворы определено аппетитами нуждающихся

Нагрузка жильцов многоэтажных домов на один метр квадратный в этом месте зашкаливает
Но это в тех странах, где по делам выбирают своих руководителей: застройка городских территорий идет «от воды». Сначала озеро, река, потом парк, сквер и публичные территории, кроме тех, что унаследованы землевладельцами исторически сложившимися. Уже давно в Европе общественные интересы граждан выходят на приоритетную линию, а власти понимают, что земля должна быть в общем-то ориентирована на общественные интересы. Но у нас «не там» и руководителями за пять лет заранее, порой в узком кругу решено, какому делу быть, а что признать территорией, предназначенной для осуществления нужд лица или ООО.

Скверы и парки в Европе — неприкасаемое достояние общественности
Так уже давно от города отрезан кусок природоохранной территории на берегу реки Мухавец, на котором вырос коттеджный поселок. По другую сторону проспекта Республики частные владения ресторана «Жемчуг» и бывшей швейной фирмы. К слову сказать, над озерами по улице Васнецова за последние два года коттеджи высокого начальства в буквальном смысле слова закольцевали озеро. Местные рыбаки комментируют ситуацию по простому: «Вот четыре этажа, захватчик пришел директор такой-то, вот тот, что огороды оттяпал, особо приближенный у …, а вот этот поднялся, когда развал был, видите, какую домину отгрохал, нуждающийся?»
Проект «Научпрома» уплотнил застройку настолько, что зелени вокруг озер практически не осталось. Трактора и тяжелая техника раскорячили прибрежную водоохранную зону озер так, что вряд ли там под водой сохранятся еще чистолюбивые раки. Не вернутся сюда и лебеди, потому как строительным мусором засыпались края озера и подъезды к стройке. Не создаст уже семью неподалеку сокол-пустельга, которого так охраняют Красная книга и орнитологи (таблица о его проживании размещена на одной из девятиэтажек, прилегающих к данной территории). А жильцам домов, которым не хватало парковой зоны, предложат гулять где-нибудь в Парке воинов-интернационалистов, а их детям за компьютерными столами. И назовут все это «благом» и государственными нуждами.
Сюрпризы продолжаются…
Когда уже была подготовлена эта статья, на территории в непосредственной близости от Мухавца на «брестской рублевке», появилось решетчатое ограждение. Прямо в ста шагах от реки на протяжении двух дней рабочие разбили квадратную площадку, а тяжелая техника начала выкорчевывать растительность и копать котлован. Так как на территории у моста через реку Мухавец очередной беспрецедентный игрок рынка недвижимости уже вжал в зеленый район несколько многоэтажек, одна из которых известна жителям Бреста, как высотка на проспекте Республики, горожане насторожились. Предыдущие 16 этажей по Васнецова 62 в генплан просочились, как «Уплотнение квартала жилой застройки в районе БрГТУ с привязкой многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Богданчука». Восьмиподъездный 10-этажный дом, «китайская стена» вдоль моста, был возведен чуть ранее. Какие аппетиты на этот район у застройщиков и акционеров? Какими еще сюрпризами «порадуют город» чиновники на этом прибрежной полосы участке? Отправят тяжелую технику на противоположную сторону моста и вырубят под аппарт-отель лес?
Как нам сообщили рабочие, устанавливающие бытовку с надписью «Полесьежилстрой», здесь, в непосредственной близости от реки, собираются возвести еще одну многоэтажку. Курьез в том, что до Мухавца 100 шагов, а природоохранные организации мира трубят о прогнозах наводнений, сменяющихся засухами, и строго-настрого запрещают портить дельты рек. Мы же, как страна цивилизованная, подписывая подобного рода природоохранные конвенции, обязуемся идти с мировым сообществом в ногу. И вот тут возникают противоречия, как, впрочем, и в том случае, когда первые квартиры в этом районе ОАО «Полесьежилстрой» позиционировало, как «..элитные квартиры, в самом экологическом, тихом и зеленом районе города», цены на которые, в отличие от обещанного качества ,были очень соответствующими.
Судя по активным действиям «Полесьежилстроя», где рабочие у котлована трудились даже в выходные, независимо от желания или нежелания жильцов микрорайона ,еще одному дому на «рублевке» быть. Очень хотелось бы узнать, когда и как проходили общественные обсуждения по данному участку земли. Были ли учтены специфические особенности и проведены экологические экспертизы. Как проходил аукцион на продажу данного участка, и «откуда растут сваи», и что дальше.
И еще на минутку вернемся к активистам с микрорайона «Южный». Так как в Бресте многое «через аукцион» и «нужды» от ошибок в проектировании артерий данного района у жильцов старых многоквартирных домов по улице Жукова не выдержали нервы. Дело в том, что когда строили новый коттеджный поселок, архитекторы не весьма позаботились о том, где будут проходить дороги к этому самому поселку. И оказалось, что одна единственная подъездная дорога ведет к новым домикам прямо под окнами у старожилов. В ночь на 26 февраля дорогу разгневанные жильцы перекрыли булыжниками и залили техническим маслом. Ну что поделаешь, с бывшими военными не шутят.
Вспомнился по этому поводу дедов анекдот: «Продам свою малосемейку в центре города или поменяю на дробовик».
«Зеленый патруль»
Ответить