Мероприятие под названием «Марш нетунядцев» прошло в нашем областном центре третье воскресенье подряд. Однако если ранее подобные акции наблюдались и в других регионах Беларуси, то 5 марта всё внимание было приковано именно к Бресту.
Уроженец нашего города, известный журналист и редактор Андрей Дынько накануне этой акции устроил в Фэйсбуке конкурс-прогноз по поводу количества участников в ней. Местные коллеги продемонстрировали свой пессимизм, в том числе имея в виду превентивные задержания либо грозные предупреждения в адрес «зачинщиков» прежних подобных мероприятий (силовые структуры посчитали «зачинщиками» таковыми, видно, только потому, что те шли в первых рядах «марша»). В общем, мало кто рассчитывал, что первый мартовский выход «нетунеядцев» на центральную площадь соберет хотя бы пару сотен человек. К тому же подсуетились и городские власти, «внезапно» устроившие в минувшие выходные детворе и их родителям праздник на этой же площади с бесплатным катанием на лошадях.
Дабы избежать иных нежелательных сюрпризов, еще по дороге в Брест сотрудники милиции «нейтрализовали» направлявшихся на акцию из столицы лидера Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько и сопредседателя незарегистрированной партии «Белорусская христианская демократия» Виталия Рымашевского. В итоге их доставили в Березовский РОВД и удерживали под любым предлогом до окончания брестского мероприятия. Тем же, кто всё-таки пришел к месту сбора, сразу было объявлено: руководство города не прочь пообщаться в актовом зале горисполкома, чтобы обсудить декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», формально и явившийся причиной недовольства.
И вот здесь «что-то пошло не так». Только небольшая часть протестующих направились в актовый зал на встречу с председателем горисполкома Александром Рогачуком, но большинство осталось на улице, посчитав, что представители власти сами могут выйти к ним для обсуждения наболевших вопросов. К слову, в самой попытке градоначальника наладить диалог с массами, при желании можно найти и положительный момент. К примеру, на встрече было объявлено, что готовится новый и куда более объемный пакет поправок в декрет №3 (хотя куда логичнее было бы просто отменить этот дискредитировавший белорусские власти документ). А во-вторых, в горисполкомовской аудитории звучало столько реальных историй от людей, ставших по чьему-то недоразумению «дармоедами», что версии о якобы имеющемся внешнем влиянии на участников акций протеста разбивались в пух и прах.
Другим важным событием в ходе брестского мероприятия 5 марта стало не просто неожиданное появление на акции группы анархистов, но и то, как слаженно и организованно они себя вели. «Люди в черном» и с транспарантом «Чиновник – главный тунеядец» еще до того, как возглавить марширование по центральным улицам, пригашали к мегафону у здания горисполкома всех желающих. И опять-таки в этих выступлениях чувствовался нерв, драматизм ситуации в нашей стране, которую « декрет о тунеядцах» только усугубил.
Дальше был и тот самый «марш», оказавшийся самой массовой акцией протеста в Бресте за последние годы, с проходом от улиц Пушкинской и Советской к площадке у ЦУМа. И милицейская «охота» за анархистами и их сторонниками после окончания мероприятия (некоторых из задержанных суд приговорил к аресту на 4-5 суток). И выход на волю Натальи Папковой, которую на выходные «упрятали» в психбольницу. И суд над Андреем Шарендо, которого за нарушение закона «О массовых мероприятиях», оштрафовали на 25 базовых величин (575 рублей). Власти и силовики свои выводы из воскресных событий наверняка сделают. А жители Бреста?
Олег СУПРУНЮК
Ответить