Продолжение историй контрабандиста, опубликованных в №12-13 «БК», сложилось благодаря нашим читателям. Активно откликнулись на публикации пограничники, проходившие службу в то время. Авторы ресурса pogranec.by поделились своими воспоминаниями, подкрепив их многочисленными фотографиями эпохи социализма с уже почти сорокалетней историей. На этом материале мы и создали небольшой экскурс в историю.
Ретроспектива: ОКПП «Брест»
Каким был Брест в 80-е, служба пограничников в отдельном контрольном — пропускном пункте (ОКПП) «Брест», который состоял из 4-х пассажирских отделений, 6-ти грузовых подразделений и 1-го автодорожного отделения – « Варшавский мост».
Железнодорожный вокзал Бреста первым встречал и последним провожал гостей из стран Европы. Основная его достройка и реконструкция началась в 1953 году, в 1957 году в работу вступили билетные кассы, залы «Интурист», таможенный зал и зал накопления. В то время, в ОКПП «Брест», помимо офицеров и прапорщиков служили солдаты срочной службы. Пассажирский поток был большим, ведь тогда в Европе находилось несколько групп советских войск, составы которых также проходили таможенный и пограничный контроль.
Варлам Кублашвили
Золотыми буквами вписано в историю Пограничных Войск имя Варлама Михайловича Кублашвили, человека легендарной славы, многие годы показывавшего замечательные образцы высокой бдительности, пограничного мастерства, добросовестного выполнения служебного долга. Его профессиональный рекорд — 31 нарушитель Государственной границы и задержанная контрабанда на сумму свыше 4,5 миллиона долларов — не смогли побить пограничники, как в советское время, так и по сегодняшний день.
Были в Варламе Михайловиче особые качества: исключительное трудолюбие, честность, природная интуиция и наблюдательность. А пограничная служба для него стала смыслом жизни. Он в совершенстве изучил устройство транспортных средств, следующих через границу на участке железнодорожного отделения, знал до тонкостей вероятные места укрытия нарушителей границы и контрабанды. И это всегда приводило к успеху.
Именно с участием Варлама Кублашвили произошел один из замечательных эпизодов из неудачного опыта контрабандистов.
Дело было в 80-х. Одна предприимчивая паненка, скупала и вывозила в соседнюю страну советские будильники, которые тогда пользовались особым спросом. Ее долго не удавалось уличить в этом незаконном предприятии, пока находчивый пограничник не придумал, как это сделать. Варлам Михайлович, просчитал очередной день, когда полячка собиралась «затариться» и загодя, побывал в магазинах, где она покупала товар. Он завел все будильники на время досмотра поезда, которым должна была отправляться предпринимательница. Можете себе представить, какой трезвон образовался в составе, где в вещах у пассажиров, которые помогали ей перевозить крупную партию будильников, сработали звонкие колокольчики…

Варлам Кублашвили второй справа
Пограничники
Эх, служба… Во все времена ни минуты покоя…
Автодорожный пункт пропуска «Варшавский мост». Ежегодно в нем изымались запрещенные к перемещению через границу товары, десятки предметов, представляющих историческую и культурную ценность. Часть их размещена в уникальном музее «Спасенные художественные ценности».
А ведь хочется, и отдохнуть, и фото сделать для дембельского альбома. Пограничники всегда любили фотографироваться со знаменитостями — это ведь часть их жизни и службы.
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, День международной солидарности трудящихся, в этих мероприятиях также принимали участие военнослужащие. На фото видно старую дорогу по Ленина.
На предоставленных фотографиях мы видим и редкие минуты отдыха. Социалистический субботник, спортивные мероприятия давно минувшего времени. Кажется — это было так давно, но и так недавно. Но прекрасное оформление альбома – это не главное. Главное в альбоме – фото твоих сослуживцев, фото стелы на заставе, возле которой ставили Приказ, фото тебя – на вышке, в 66-м. На память, чтобы помнил сам, дети, и просто люди нашего города. Ведь это — часть истории.

Парад 9 мая, площадь Ленина еще в брусчатке
Наши читатели вспоминают:
- Мне рассказали, как один еврей-одесит в Израиле вспоминал в разговоре с брестчанином, как он в 70-х вывез через Брест несколько контейнеров. Тот удивился, дескать, почему не через Одессу, тем более, мол, на брестской таможне начальник взяток не брал. Еврей объяснил: по мелочи он не брал, а по крупному за милую душу.
- А в статье написана, правда. Примерно так оно и было, я возле вокзала жил, так что видел многое. Хотя сам фарцовкой не занимался. Я на заводе почти триста рублей тогда получал (Брестский электромеханический), так что мне на жизнь хватало. А рассказать могу много чего. Особенно про 70-е. У нас в восьмой школе обэхээсники парня прямо с урока повели в кабинет директора. Открывают дипломат, а там сверху целые джинсы, а дальше половинки. Он туристам их «впаривал». Показывал целые, а потом подменял. На путях, бывало, стреляли, страсти кипели.
- С минского часового завода проводники возили ворованное золото в Польшу. Несколько проводников нашли убитыми. На Комсомольской был магазин «Случайные вещи», там конфискат продавали. Старинные книги за 500 руб., видео-магнитофон первый я там увидел в 78-ом году, еще бобинный и за пять тысяч, тогда машина столько стоила. Материала столько, что книгу написать можно. Но никто ее не напишет…
- Служил контролером на ОКПП «БРЕСТ» в 1970-1972 годах. Работал и на пассажирских поездах, и в регистратуре, и на » Варшавском мосту», и на грузовых поездах иногда приходилось. Из-за бугра везли контрабанду, в основном, в виде «шмоток». Поляки, в основном машинисты паровозов ( да, тогда еще паровозы ходили) , тепловозов и проводники, ввозили очень красивые женские платки и косынки ( хустки по-польски) тысячами. Варлам Михайлович Кублашвили был их грозой, практически ни дня без контрабанды с нарядов не возвращался. Ну и в большом количестве шла, запрещенная тогда, антисоветская и религиозная (сектантская всех мастей) литература, порнография (журналы).
А от нас чего только не везли. Большой популярностью пользовались наши часы, фотоаппараты «Зенит», радиоприемники » Океан» и » ВЭФ», золото (кольца, брошки, сережки, монеты царской чеканки и т.д.), советские деньги в сторублевых купюрах, а что больше всего удивляло — кофе в зернах.
Лично я его там впервые в своей жизни увидел, а от нас в больших количествах вывозили, то что удавалось вывезти (в основном наши проводники промышляли).
На «Варшавском мосту» в летний период было очень много автобусов с интуристами, фуры, ну и легковые с разным контингентом, от частников до дипломатов. Зимой намного меньше. С нынешним потоком, конечно, несравнимо. Ночью не работали. Если не ошибаюсь, работали с 8 до 22.
- Да кофе в зернах подчистую вывозилось в Польшу, а нам они подсовывали Инку (растворимый кофейный напиток из свеклы, а клевали-то на красивую упаковку). Дело в том, что килограмм кофе у нас до 80-го года стоил шесть рублей, шоколадка 60 копеек. Смешная цена сами понимаете, поэтому хороший зерновой кофе до покупателя не доходил. Хотя был возле крепости магазинчик неказистый, но в нем продавалось несколько сортов хорошего кофе, о нем, почему то мало кто знал. И только в 80-ом после Олимпиады догадались поднять цену на кофе и шоколад в три раза. Дефицит ушел, хотя это было не так и дорого.
Подготовил Антон ТИХИЙ по материалам pogranec.by
Ответить