16 июня 2017 года перестало биться сердце бывшего канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Гельмута Коля.
Гельмут Коль принадлежал к тем германцам, которые пережили четыре эпохи. Он родился в Веймарской Германии, был живым свидетелем политики нацистского режима, окончательно сформировался как личность в Боннской республике, убедительно профилировал себя как один из творцов её истории на региональном и федеральном уровнях, выступил архитектором процесса становления объединённой Германии, добился превращения её в центрально-европейский центр силы.
Будущий канцлер появился на свет в Людвигсхафене 3 апреля 1930 г., в разгар мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., который в наибольшей степени затронул его Отечество. Тогдашние германские реалии свидетельствовали о неспособности демократически избранных властных структур вывести страну из состояния экономического коллапса, что позволяло набирать очки национал-социалистам во главе с Гитлером. Родители юного Гельмута — Ганс Коль и Цецилия Коль — представляли ту Германию, которой был глубоко чужд национал-социализм, которая рассматривала своё регулярное посещение римско-католической церкви сквозь призму глубокой приверженности христианским ценностям, которая традиционно отдавала на парламентских выборах свои голоса за католическую партию Центра, занимавшую лидирующие позиции в консервативном лагере Веймарской республики.
Семью Коль чёрным крылом затронула развязанная Гитлером Вторая мировая война, которая унесла жизнь старшего сына Ганса и Цецилии, служившего в вермахте. Вторым непосредственным участником военных действий в данной семье был её глава, который, к радости родных и близких, вернулся с фронта живым в чине капитана. Когда война близилась к своему завершению, Цецилии пришлось переживать за ещё одного сына — Гельмута, который, несмотря на юный возраст, стал служить в системе ПВО, начал осваивать премудрости зенитного орудия. Правда, новобранцу германских ПВО не пришлось воевать. Его военная карьера оказалась весьма скоротечной.
Будучи школьником, Гельмут Коль сделал первые реальные шаги в качестве субъекта политического процесса. Юноша чётко продемонстрировал однозначную ориентацию в широком партийном спектре, оформив членство в Христианско-демократическом союзе (ХДС). Начальный этап принадлежности Гельмута Коля к ХДС в основном совпал со становлением этой партии, которая явилась принципиально новой в истории христианских партий в Германии. ХДС и одновременно формировавшийся в Баварии Христианско-социальный союз (ХСС) профилировали себя как межконфессиональные христианские политические партии, чего ранее никогда не было в германской истории. Отцы-основатели этих партий, столкнувшись с упорным сопротивлением противников межконфессиональ-ной идеи со стороны ряда влиятельных деятелей христианской демократии, рассчитывали прежде всего на поддержку молодёжи. Быстрое увеличение числа местных организаций рабочего сообщества внутри ХДС под названием «Молодой союз» свидетельствовало о том, что этот расчёт был вполне оправдан. К этому процессу был непосредственно причастен и шестнадцатилетний Гельмут Коль, который, проявив недюжинные организаторские способности, выступил в качестве одного из соучредителей организации «Молодой со-юз»в Людвигсхафене.
Важное место в формировании мировоззрения Гельмута Коля занял период обучения в вузе. 1950—1951 гг. отмечены в его биографии изучением правовых наук в университете во Франкфурте-на-Майне, в 1951—1956 гг. будущий канцлер упорно, настойчиво, целеустремлённо осваивал в Гейдельбергском университете цикл гуманитарных дисциплин, который включал историю и общественно-политические науки. Логическим продолжением такого отношения Гельмута Коля к учебе явилась плодотворная научно-исследовательская деятельность в постуниверситетский период. В 1956—1958 гг. он будет связан с гейдельбергской альма-матер, входя в штат сотрудников такого важного подразделения университета, как Институт имени Альфреда Вебера. Гейдельбергский период биографии Гельмута Коля завершается успешной защитой диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Весьма показательно, что этот человек, много лет связанный с федеральной землёй Рейнланд-Пфальц, с партийной системой ФРГ, подготовил диссертацию на тему «Политическое развитие Пфальца и возрождение партий после 1945 года». Ещё до написания диссертации будущий канцлер отметился успешной карьерой в ХДС в Рейнланд-Пфальце, став членом правления земельной организации.
С 1958 г. Гельмут Коль сменил академические университеты на производственные, которые проходил в Людвигсхафене. Он одинаково успешно справлялся с обязанностями ассистента директората на литейном заводе, референта в Союзе химической промышленности. Производственные университеты органически сочетались с политическими, а с 1960 г. — и с семейными. В 1960 г. будущий канцлер женится на Ханнелоре Реннер и проживёт с ней до того момента, когда она в 2001 г. покончит жизнь самоубийством по причине тяжёлой неизлечимой болезни. Ханнелоре, подарившая Гельмуту двоих сыновей, ценила в нём отличного семьянина, явилась прочным тылом для человека, одержимого возрастающими политическими амбициями.
Ещё за год до женитьбы будущий канцлер стал самым молодым депутатом земельного парламента (ландтага) в Рейнланд-Пфальце. Венцом этапа биографии Коля, связанного с Рейнланд-Пфальцем, явилось нахождение на посту премьер-министра этой федеральной земли. Коль возглавлял высший орган исполнительной власти Рейнланд-Пфальца в 1969—1976 гг., то есть в то время, когда ХДС находился в оппозиции к федеральному правительству, образованному коалицией в составе Социал-демократической партии Германии (далее — СДПГ ) и Свободной демократической партии (далее — СвДП).
Премьер Г.Коль вошёл в историю данной федеральной земли как инициатор и активный проводник имевшей весьма позитивные долгосрочные последствия административной реформы. Глава исполнительной власти Рейнланд-Пфальца был также непосредственно причастен к увеличению числа высших учебных заведений в указанной земле. Именно Гельмуту Колю был обязан своим рождением Университет Трир-Кайзерслаутерн. С настоящим заведением генетически связаны два престижных современных вуза: Трирский университет и Технический университет Кайзерслаутерна.
Стремясь активно профилировать себя в федеральном интерьере, премьер-министр стал бороться за пост председателя ХДС ФРГ. Политическое чутьё подсказывало Гельмуту Колю, что время работает на внутрипартийных оппонентов лидера данной партии Райнера Барцеля. Выдвинув свою кандидатуру на съезде ХДС в 1971 г., он набирает значительное число голосов, но всё же не достигает своей цели. Райнер Барцель рассчитывал укрепить свои позиции в партии в случае, если ему удастся сменить Брандта на посту канцлера в 1972 г. Был готов следующий план: социал-либеральной коалиции объявляется вотум недоверия и блок ХДС/ХСС возвращается к власти. Однако этот план провалился, и Коль стал набирать дополнительные очки. В 1973 г. делегаты очередного партийного съезда избрали премьер-министра Рейнланд-Пфальца председателем федерального ХДС. Этот амбициозный политик будет бессменно возглавлять настоящую партию до 7 ноября 1998 г., то есть четверть века.
До избрания на пост председателя ХДС Гельмут Коль постоянно критиковал Барцеля за то, что тот мыслит категориями аденауэровской эпохи по вопросам партийного строительства. Преемник Барцеля сразу же стал демонстрировать принципиально новые подходы к этому вопросу и весьма скоро руководимая им партия стала по-настоящему массовой.
В 1982 году Гельмут Коль становится федеральным канцлером ФРГ. главой коалиции в составе ХДС, ХСС, СвДП. Председателю ХДС было хорошо известно, что правившая в ФРГ в 1969–1982 гг. социал-либеральная коалиция распалась из-за нежелания социал-демократов проводить монетаристскую политику, которой в тогдашней ситуации не было альтернативы. Новое правительство прежде всего прошлось красным карандашом по ряду статей государственного бюджета. Имелись в виду статьи, связанные с исполнением государством социальных функций. Был резко сокращён государственный аппарат. Перестала существовать в прежнем виде стипендиальная система для студентов в высшей школе ФРГ. Студенческий корпус поддерживался путём предоставления индивидуальных кредитов, что, естественно, требовало значительно меньше расходов со стороны государства. Государство отошло от жёсткого контроля в вопросах, связанных с функционированием объектов купли-продажи в жилищном секторе. Поменяли форму собственности почта, железная дорога, утратив статус объектов государственной собственности. Государство отказалось от монополии в сфере телевидения и тем самым дало зелёный свет для появления конкурентов в борьбе за овладение симпатиями телеаудитории. Сначала федеральный министр финансов Г. Штольтенберг, а затем его преемник Т.Вайгель при поддержке и содействии со стороны Г.Коля осуществили реформу налоговой системы. От этой реформы прежде всего выиграли предприниматели, которые владели субъектами хозяйствования с числом работающих менее 500 человек.
Три первые легислатуры Коля были отмечены поступательным экономическим ростом. Резко укрепились позиции Боннской Республики в международных торгово-экономических отношениях. В глобальном масштабе только из Соединённых Штатов Америки вывозилась товарная масса большая, чем из ФРГ. Конечно, не все серьёзные проблемы социально-экономического характера были решены. Прежде всего это касалось безработицы.
Именно руководимое Гельмутом Колем федеральное правительство сыграло ключевую роль в решении германского вопроса. Его по праву считают архитектором германского единства.
После объединения Германии данное правительство акцентировало внимание на трёх задачах. Первая задача: интеграция Восточной Германии в социально-экономическую и политическую систему ФРГ. Канцлер германского единства заверял соотечественников, что у него есть рецептура быстрого внутреннего срастания экс-ГДР и старой ФРГ, что эта рецептура успешно сработает. Вторая задача: достижение исторического прорыва в европейской интеграции. Третья задача: адекватный ответ на вызовы, которые возникали в процессе формирования глобальной архитектуры, пришедшей на смену биполярной модели международных отношений.
Если брать конкретные итоги по части решения указанных задач, то на первое место следует поставить вторую задачу. Здесь прослеживалась самая большая результативность. Коль вошёл в историю как „канцлер двух Е — единства и евро“. Его детище: единая западноевропейская валюта евро. Она была так названа с подачи Коля. Ему также удалось добиться размещения Центрального европейского банка во Франкфурте-на-Майне. Благодаря канцлеру германского единства был вызван к жизни единый внутренний рынок ЕС. Коль и тогдашний глава французского государства Миттеран стали отцами маастрихтского процесса.
Была в целом решена и третья задача. Стала реальностью германская геополитика. Берлинская Республика вытеснила Москву из Центральной и Восточной Европы. Было достигнуто чёткое законодательное закрепление использования бундесвера за пределами ФРГ. Федеративная Республика стала больше проявлять самостоятельности в своих отношениях с ключевыми игроками на международной политической сцене.
За восемь лет канцлерства в объединённой Германии Коль имел больше всего проблем с решением первой из названных задач. Правительство Г.Коля допустило ряд серьёзных ошибок, связанных с интеграцией экс-ГДР в социально-экономическую систему ФРГ.
Христианско-либеральная коалиция не смогла также противостоять беспрецедентному росту безработицы, явному ослаблению механизмов социального государства. Она не имела и рецептуры в отношении проблем иммигрантов, которые пополняли ряды бундесбюргеров в невиданных ранее масштабах.
Подводя итоги шестнадцатилетнему правлению Г.Коля, надо обязательно иметь в виду как позитивные, так и негативные моменты. Его наследие, которое ощущается на немецкой земле до сих пор, по-разному воспринимается на уровне массового общественного сознания.
С канцлерством Г. Коля, правившего ФРГ до 1998 г., связаны и серьёзные изменения в партийной системе ФРГ. Стала наполняться реальным содержанием «система Коля», обнародованная её автором в 1973 г. Если тогда Гельмут Коль выглядел как политик-одиночка, то в период правления христианско-либеральной коалиции речь уже идёт об общем знаменателе позиций этаблированных партий. Суть “системы Коля”: “передел государственной власти в пользу партии”. Только беря в расчёт «систему Коля», можно серьёзно разобраться в финале его политической карьеры, который был предопределён скандалом с тайными счетами ХДС.
Наследие Коля касается Беларуси, и союзной с ней России.
Если брать политику кабинетов Г. Коля на белорусском направлении до осени 1996 года, то окажется, что этот отрезок времени был самым плодотворным в двусторонних отношениях.
Кабинеты канцлера германского единства строили германо-российские отношения на основании стратегического партнёрства. Именно благодаря Г. Колю Россия стала членом Совета Европы, формат G7 был изменён на формат G8 и Россия, естественно, оказалась среди участников соответствующих заседаний. Друг Борис был сильно удовлетворён той ролью, которую сыграл друг Гельмут в разработке и принятии «Основополагающего акта Россия–НАТО», подписанного 27 мая 1997 года. Этот документ подписывался с целью снять опасения Москвы в связи с предстоящим расширением НАТО на Восток. В Москве ценили и то, что Коль не давал однозначное согласие на вступление Литвы, Латвии, Эстонии в НАТО.
Будучи в отставке, экс-канцлер занимал в отношении России более благоприятную для Кремля позицию, чем действующие канцлеры. Так, в отличие от госпожи бундесканцлерин Г. Коль не видел резона в исключении России из «восьмёрки», не считал, что только Россия виновата в тех драматических и трагических событиях, которые уже более трёх лет отмечаются на украинской земле. Опытнейщий политик заявлял: «Он (Запад), конечно, не мог молчать относительно действий России и ситуации на Украине, но и сам мог бы действовать умнее. Обе стороны здесь совершили ошибки».
Ответить