В мой редакторский кабинет на днях вошла озабоченная женщина и с волнением в голосе спросила: “Это правда, что Брест хотят переименовать в Берестье? В интернете какое-то анонимное письмо об этом гуляет…” Таким образом по подсказке посетительницы я узнал о сборе подписей на сайте “Удобный город” под петицией за возвращение Бресту его исторического названия.
Посыл авторов петиции заключается в следующем:
«Историческое Берестье сейчас носит название, искаженное полонизацией и русификацией страны. Отмечание 1000-летия города – прекрасный повод, чтобы вернуть ему исконное имя”.
Далее идет более детальная аргументация, завершающаяся резюмированием:
«В 2019 году Брест будет отмечать тысячелетие с момента первого письменного упоминания в «Повести временных лет». Наряду с грандиозными строительными проектами, мероприятиями по реконструкции и благоустройству, которые приурочены к юбилею, исторической справедливостью стало бы возвращение Бресту его исконного названия, которое бы подчеркнуло древность города, его славное прошлое, а также способствовало бы развитию национального самосознания в регионе», – считают авторы.
Подписи одобривших петицию планируется направить в Брестский горисполком. Правда, не вполне понятно, как это согласуется с белорусским законодательством об обращениях граждан и примет ли местная власть к рассмотрению это виртуальное голосование. Пока что данная инициатива сбора подписей под петицией вкупе с набежавшими волнами комментов в соцсетях выглядит как масштабный тест или своего рода социсследование.
На утро среды под петицией подписались 632 сторонника переименования Бреста в Берестье. Будем учитывать, что далеко не все из них – брестчане (или берестейцы).
Из сетевых комментов радетелей Берестья приведу наиболее характерное суждение, высказанное в ходе полемики с противниками этой инициативы:
“Не маю гонару быць датычным да стварэння дадзенай петыцыi. Тым не менш перакананы, што, каб павысiць матэрыяльны дабрабыт грамадзян Беларусi,спачатку трэба навесцi парадак у галовах людзей. Без ведання сваёй гiсторыi, культуры i мовы, без нацыянальнай iдэi Беларусь i надалей будзе падаць у прорву.
Што да тэхнiчнага боку перайменавання, то можна абысцiся зусiм без вялiкiх матэрыяльных трат. Розныя дакументы, шыльды, бланкi трэба мяняць па меры iх фiзiчнага зносу цi фактычнага тэрмiну. На пач. 90-х у Маладзечне вярнулi амаль усiм вулiцам гiстарычныя цi далi новыя беларускiя найменнi. Гараджане нiчога не плацiлi з сваёй кiшэнi.
Пахвальны клопат спадара пра бюджэт, але куды большыя траты мы маем на рэзiдэнцыi, новыя машыны i самалёты, парады, укiдванне грошай у стратныя прадпрыемствы i калгасы… Кожны можа працягваць.
Думаю, што дадзеную петыцыю трэба разумець толькi як сiгнал, што нацыянальна-вызваленчая барацьба будзе працягвацца”.
Есть и такие комменты:
“Надо возвращать родные названия городам. И надо уважать себя и сваю мову. А не ложиться то под Варшаву, то под Москву – ну, вы поняли…”
“Есть ценности более важные, чем жрачка. Это выделяет нас из мира животных. Только ватнику безродному, желудку на ножках этого не понять…”
А что говорят противники переименования Бреста в Берестье, которых, судя по комментам, гораздо больше? Приведем некоторые из этих мнений:
“Ну это же не название, присвоенное в честь великой революции и красного октября. Не понимаю, чем может название Брест не нравиться, да и сколько исторически значимых событий уже под этим названием произошло…”
“Люди, дорогие! О чем говорите? Я сама брестчанка. Брест – прекрасное название. Подумайте, сколько денег на это необходимо. У нас в последние годы стали стоять мамы детей возле магазинов с просьбой о помощи больным детям. Раньше этого не было. И дети, к великому сожалению, действительно болеют. Вот им необходима срочная помощь. И не только им. А патриотом своей страны можно быть не только словами, но и делом. От переименования историю лучше знать не будешь. И при чем тут русские? Так и до нацизма дойдем. И это называется – любить Родину. Ну тогда давайте ещё ВКЛ вернём? Я против”.
“Я из Молодечно. И у нас было то же самое. Вал переименований, но Ленин на центральной площади так и показывает: “Идите вы все в… парк”.
“Начать надо с улиц. Что толку, если в Берестье будет улица Дзержинского?”
“Нью-Йорку никто не собирается возвращать первое историческое название — Нью-Амстердам. Непорядок!”
“Ну если переименовывать, то только в Брест-Литовск. Нынешний Брест к нему имеет отношение. А к Берестью нет. Старый город снесли по приказу российского царя и построили на его месте крепость”.
“Петиция за переименование Бреста – это не возвращение исторического названия, это один из шагов к стиранию памяти и забвению подвига русских, белорусов, украинцев, грузин, армян, евреев – тех, кого назвали Советский Народ”.
“Всему своё время. Настанет время, и, конечно же, исторические названия займут свои места, как и будут увековечены имена великих белорусских поэтов, героев, учёных и просто внесших большой вклад в историю Беларуси. Но пока есть много насущных проблем. Например, хотя бы подтянуть уровень жизни граждан, истребить правовой беспредел власти, победить безработицу и социальную незащищённость”.
“Исторический факт первоначального названия города – Берестье. Так пусть и остается историческим фактом. И свято хранится в летописях и исторических документах. В одну реку нельзя войти дважды. Город развивался, менялось название, и нефиг стараться повернуть историю вспять”.
“Я за то, чтобы все города, улицы и общественные бани переименовывать по первому же желанию инициативных граждан. С одним условием: все расходы, связанные с переименованием, возлагать на авторов петиций”.
“А я не буду за этот бред голосовать. Родился и вырос в Бресте! Это моя и ваша история. Даже не думайте на эту дурость — переименование — тратить деньги”.
Вот такая получилась полемика по топонимике, вобравшая в себя не только вопрос переименования города, но и проблематику названий улиц Бреста, имеющихся памятников и городской символики. А вслед за этой нашумевшей петицией на сайте “Удобный город” уже появилась новая – о переименовании в Бресте улицы Суворова в улицу К.Калиновского. Снова вспыхнут споры и обсуждения. Но, по моему мнению, подобные петиционные вбросы в общество имеют свой резон и играют позитивную роль, подвигая людей к размышлениям, выявляя срезы мнений. И я не сомневаюсь, что городские власти также не оставят это без внимания.
Вообще-то дискуссии и баталии (не только словесные) по поводу топонимики, памятников и символов характерны для нынешнего времени. Это доводится наблюдать и в Польше, и в Украине, и в странах Балтии. Даже за океаном – в США вопрос сноса памятника генералу Ли привел к массовым беспорядкам и пролитой крови.
А вот недавнее сообщение украинской прессы: “Проспекту Победы в Киеве хотят вернуть историческое название — Брест-Литовский. Соответствующий проект решения поддержала постоянная комиссия Киевсовета по вопросам самоуправления, региональных и международных связей 27 июня. Отмечается, что проект решения прошел общественные обсуждения в период с 16 ноября 2016 до 16 января 2017 года. Участие в голосовании приняли 1172 человека. Из них 810 граждан, а это 69%, поддержали переименование проспекта Победы, остальные — высказались против”.
Может быть, подсказать мэру Киева, чтобы теперь меняли название проспекта на Берестейский?..
Николай Александров
2 комментария
Лингофон
13.08.2017 в 14:20Берестье — это не самое древнее название города.
Долетописное 1000-летнее название вообще неизвестно.
Немаловажно также, что на просторах Киевской Руси было множество диалектов.
Берестье — это киевская летописная версия 12 века. Она повторялась и позднее в ПВЛ.
Не факт, что наши предки называли город, как в киевской летописи. Можно и надо допускать, что был и свой вариант. А может и несколько. Ведь город пограничья вполне мог иметь неоднородный этнический состав, а отсюда и различные названия. Можно предположить, что местное население под влиянием бытующих здесь диалектов «бр» звуки произносили без «е» в отличие от киевского диалекта, а позднее и украинского языка.
Следовательно, первоначально вполне могло быть Брестье или даже Брест, а не как украинское — Берест с «е» или летописное Берестье.
Не Иван
18.08.2017 в 15:32Когда-то, при председателе горисполкома Иване Болеславовиче Венцеле, переставшая на тот краткий час считаться оппозиционной интеллигенция (над зданием горисполкома развевался бел-чырвона-белы флаг), пусть и с трудом, но выиграла дискуссию, развернувшуюся на предмет городского герба. Нынешняя дискуссия, про которую рассказал редактор «Брестского (пока не берестейского) курьера», изначально готова уйти в песок, поскольку не имеет упомянутых страстей и даже далека от забот Дзержинска, что под Минском, где люди, вчерашние койдановцы, действительно стыдятся нынешнего наименования. В России наоборот — те же волгоградцы сегодня вынуждены сопротивляться натиску коммуняк вернуть позорное название «Сталинград».
18-ый президент США Улис Симпсон Грант якобы сказал, будто Венеция была бы чудесным городом, если ее осушить. Мне кажется, достаточно того, что «мелиоратором» Бреста выступает нынче один из городских телеканалов: ребята, подрабатывающие там, называют жителей Бреста не иначе, как берестейцами. И хоть похоже, что делают это по недомыслию, но потихоньку приучают нас стать таковыми. Пока что их посыл режет слух. Но ничего: к 1000-тию Бреста не успеют, однако когда страсти уляжутся, глядишь, наши дети забудут про слово «брестчане».