Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко во время республиканского селекторного совещания, посвященного вопросам уборки урожая.
В последний раз селектор по такому поводу проводился пять лет назад (в августе 2012-го), и среди озвученных причин совещания — «недостаточные темпы и качество уборочных работ, излишняя самоуспокоенность руководителей на местах, необходимость встряхнуть людей, подстегнуть динамизм в работе и не допустить потери урожая».
Удивительное дело: пятилетку спустя поводом для аналогичного мероприятия были почти те же самые обстоятельства. Выяснилось, что жатву в этом году начали на 8-10 дней позже намеченного (в том числе из-за погодных условий), не вся уборочная техника и зерносушилки отремонтированы, имеются проблемы с горючим. За провалы в подготовке к жатве «досталось» членам правительства и лично премьер-министру Андрею Кобякову. В общем, главе государства пришлось раздавать «самые широкие полномочия» председателям райисполкомов, требовать с правоохранительных органов усилить контроль за ходом сельхозработ, а с профсоюзов — обеспечить питание участников жатвы. Даже средствам массовой информации дано поручение «активно включиться в освещение уборочной кампании».
Что касается финансирования, то президент поручил правительству и Национальному банку решить денежные вопросы, а если надо — поставить всё необходимое для жатвы в долг. Этот вопрос возник после доклада председателя Брестского облисполкома Анатолия Лиса, в котором, в частности, была озвучена просьба рассмотреть возможность поставки калийных удобрений с отсрочкой платежа до января 2018-го года.
Если в данном вопросе Александр Лукашенко главу нашего региона поддержал, то когда речь пошла о заготовке и обеспечении сохранности кормов для животноводства, призвал «не заниматься самообманом». На селекторном совещании было озвучено, что до сих пор на Брестчине (как и в других областях страны) заготовленные корма хранятся не в специальных траншеях, а в буртах и курганах. «Сами себя обманываем. Заготавливаем, называется, травяные корма. И в бурты кладем… Как только дождь какой-то, снег и прочее — там стоит вода. Это — гнилье, яд для животноводства», — возмущался Лукашенко.
Безотносительно к теме селекторного совещания глава государства сделал еще одно любопытное заявление о том, что нынешний год является «моментом истины» для трех председателей облисполкомов. Фраза касалась Анатолия Лиса, Владимира Дворника (Гомельская область), Владимира Кравцова (Гродненская область). Обращаясь к этим лицам, Александр Лукашенко отметил, что, скорее всего, приедет в соответствующие три области осенью или зимой. «Я не исключаю, что вас надо будет награждать за работу. Но три губернатора — это те, которые в этом году умри, но дай результат выше, чем в прошлые годы».
Впрочем, курировать уборку урожая президент отправил на места и чиновников самого высокого ранга. В частности, главе Совета Республики Михаилу Мясниковичу поручено заниматься этим в Брестской области. «Все отпуска и поездки за пределы страны без моего ведома запрещаются, — заявил Лукашенко. — Всё должно быть повернуто сейчас на работу на селе. Надо крестьянам помочь, а бездельников, о которых мы говорили, заставить работать».
Подготовил Олег СУПРУНЮК
КСТАТИ
— Проведение селекторных совещаний, на которых президент решает вопросы уборки урожая, напоминает советские методы, которые доказали свою нежизнеспособность. Хочу напомнить, что за 20 лет до распада СССР как раз начинались такие вот непрерывные совещания, работа с низами, но подъему сельского хозяйства это не помогло. Не поможет оно и сейчас. Не в силу того, что люди не хотят что-то делать, а в силу чрезмерной сложности управления непосредственно производством. Только если люди будут свободны, если у них будет земля и будет капитал, они сами все решат. А попытки заменить это все командами сверху кончаются плачевно.
Леонид ЗЛОТНИКОВ, экономист
Ответить