Любовь Павлова, «Брестский курьер», 01.10.2017
6 ноября этого года, на престольный праздник прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», будет освящена новая православная церковь Бреста в микрорайоне «Дубровка». История возведения церкви непосредственно связана с великим смыслом, который заложен в имени этой иконы: в жизненных испытаниях от скорбей к радости, к утешению ведет нас Богородица.
Бог свое строит
Начиналось все в Бресте в 1990-х годах, когда жители микрорайона «Дубровка», бывшей деревни, где сильна была православная вера, а также горожане-рабочие химзавода — весьма в то время крепкого предприятия, образовали православную общину и c благословения тогда Архиепископа Брестского и Кобринского Константина обратились к властям с просьбой о строительстве церкви. Приходу был выделен участок. А возглавил приход и новостройку опытный священник Евгений Лукашевич. Он, выходец из рабочей семьи брестчан, сам немало лет работал слесарем на железной дороге, на БЭМЗе, по жизни и воспитанию был мастером на все руки. Придя в 1986 году к служению церкви, о. Евгений прошел духовными ступенями от диакона до Благочинного Каменецкого района и округа; он был настоятелем храмов и в городе Каменце, и ранее в сельских приходах, где пришлось ему строить церкви и восстанавливать после пожара. Так что перевод настоятелем в Брест, на необустроенное место, не устрашил, а вдохновил. И под предводительством батюшки, всем миром собирая средства и работников, без, как теперь говорят, генерального спонсора, за два года прихожане построили небольшую деревянную церковь, в которой 1 января 1995 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, первый настоятель провел первую Божественную литургию.
6 ноября, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», церковь была освящена. В ней потекла необходимая верующим жизнь.
о. Евгений Лукашевич
А верующих прибывало, и в 1997 году был заложен первый камень в основание нового каменного храма – в честь иконы «Всех скорбящих Радость».
Возведение духовных центров не бывает быстрым – так в недавней беседе высказался нынешний настоятель храма на Дубровке о. Димитрий Лукашевич, сын батюшки Евгения Лукашевича (я забегаю вперед, но очень хотелось провести эту мысль).
Думается, не бывает оно и без трудностей и испытаний, через которые идет путь к радости.
Родительское благословение
Росли у отца Евгения два сына, и оба вслед ему выбрали стезю священническую. Оба закончили Варшавскую высшую Духовную семинарию, Георгий служит православным священником в польской земле, Димитрий после учебы вернулся на Родину. Правда, еще шесть лет провел в Греции, где учился на богословском факультете Афинского университета. И естественно, была школа святого Афона, куда студиозусы уходили в пешее паломничество. А по возвращении на Брестчину было в 2003 году рукоположение во священники и, повторяя отцовский путь, служение настоятелем в сельском приходе, затем в Свято-Воскресенском соборе Бреста. Как сказал о. Димитрий в беседе с вашим корреспондентом, «побыть в деревне – научиться самостоятельности». Хотя и в доме частном на Граевке, где жила семья Лукашевичей, был простор для хозяйствования и освоения пилы и молотка.
А главное, семья существовала как малая церковь, с верой и любовью, в согласии. Несмотря на то, что глава семьи не мог много пребывать дома с детьми: ими занималась матушка, а он всего себя отдавал церкви, литургическому и пастырскому служению и решению ежедневных ее проблем. Как и долгосрочных — это я о строительстве храма на Дубровке.
Сын-студент Дмитрий, наезжая домой, видел, как отец раскладывал на полу чертежи. Или как вдвоем с другом-архитектором Анатолием Гулякой что-то рисовали, спорили — и в доме, и на улице, с проектом на капоте машины. Величественный проект церкви в византийском стиле поражал воображение! Но – «Храм никогда быстро не строится, зато сплачивает вокруг себя людей-единомышленников», — привожу полную фразу из разговора с о. Димитрием Лукашевичем. Он тоже примкнул к этому кругу – еще не ведая, какие испытания ждут впереди.
Добрый сын – отцу замена
После того, как 24 мая 1997 года был заложен первый камень в основание нового храма, наступило 24 февраля 2010 года. В этот день погиб, сорвавшись со строительных лесов внутри воздвигаемого храма, настоятель о. Евгений Лукашевич.
Для сына — священника Воскресенского собора о. Димитрия Лукашевича — это было потрясение. Помогло пережить трагедию то, что смерть отца случилась в дни Великого поста, когда Богослужения каждый день особенно большие, к ним надо готовиться – и Бог помог с Царицею Небесною. И люди.
Позвонил Владыка Иоанн и, не настаивая, предложил перейти настоятелем в приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», продолжить строительство нового храма – дело отца.
Многие – родня, знакомые – убеждали отказаться. Но несколько священников-друзей поддержали этот путь. О. Игорь Умец, который поднимал Никольский собор в Брестской крепости, даже так высказался: «Если ты не перейдешь служить на Дубровку, я тебя уважать перестану».
И вот на девятый день после смерти отца его сын вышел на службу настоятелем в новый приход.
«Прийти после папы туда, где его все очень любили, понимать, что я таким, как он, не стану никогда…» Для молодого священника в первый год реально тяжело было заходить в строящийся храм. И следствие велось… Но нужно было продолжать дело отца. «Как Бог до людей, так отец до детей» — и невидимое родительское благословение было с сыном.
Вокруг нового батюшки сплотились прихожане, он узнавал людей и ощущал все больше благодати, ему на помощь в строительстве пришли и друзья, и специалисты МЧС, дома которых на Дубровке, и многие доброхоты.
И вот 6 ноября 2014 был освящен нижний придел строящегося храма – в честь святого Вонифатия. Чин освящения и первую Божественную литургию совершил Епископ Брестский и Кобринский Иоанн. Он же передал привезенную со святой горы Афон частичку мощей мученика Вонифатия Тарсийского, которая закреплена в иконе с изображением святого, находящейся в нижнем храме.
В нем ведутся богослужения, поминальные службы, где первым называется Раб Божий Евгений – первый настоятель храма. Вот и нынче так было в родительскую Димитриевскую субботу.
Накануне ее я встретилась с иереем Димитрием Лукашевичем, чтобы вспомнить на страницах газеты первого настоятеля и строителя храма о. Евгения Лукашевича. А еще чтобы увидеть уже в общем завершенную, прекрасную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — радость прошедшего через скорби сына своего отца и священнослужителя.
Я осматривалась внутри церковных стен, где еще все чистили и красили, где в пустом пространстве висело красивое кованое паникадило — и казалось невероятным, что через несколько дней здесь все засияет. Мы вышли через тяжелые, тоже кованые двери на паперть, на которой еще лежали доски – да и весь двор был в стройматериалах, велись работы строителями.
Однако в голове отложились частые телефонные звонки, которые принимал о. Димитрий во время нашей беседы в помещении церковной воскресной школы: о крещении дитяти, о готовности помочь в наведении порядка. И то, что настоятель каждый день проводит на Дубровке, а домашние – жена и две дочки, если хотят его видеть, то звонят и все проблемы обсуждают по телефону.
Люди текут ручейками в новый храм – на всех этапах его возведения они стали основными жертвователями и строителями. Здесь освящают, крестят и венчают, празднуют и провожают в последний путь. За это время немало прихожан-помощников уже отпето в нижнем храме.
Настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» завершил нашу беседу так: «Могу только благодарить Бога и людей за терпение и помощь».
Любовь ПАВЛОВА
Ответить