09.10.2017
Михаил СТРЕЛЕЦ, профессор, доктор исторических наук
Любое общество имеет потребность в сильных управленцах. От их наличия в определяющей степени зависит решение стратегически важных задач. Именно таким управленцем убедительно зарекомендовал себя Михаил Фадеевич Иоффе. Сегодня, 9 октября, ему исполняется 85 лет – и это весьма уместный повод для того, чтобы в очередной раз сказать о заслугах этой яркой личности перед нашим Отечеством.
Путь юбиляра к управленческим высотам начинался в столице Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). Здесь он появился на свет, получил среднее образование, стал дипломированным специалистом с высшим инженерным образованием.
С самого начала трудовой биографии Михаила Фадеевича было очевидно, что он инженер и по образованию, и по призванию. Её точка отсчёта: 18 августа 1954 года, инженер Брестского ремонтно-механического завода (БРМЗ). Директор завода Г. У. Кременчугский сразу же разглядел в выпускнике Белорусского политехнического института (БПИ) природную интуицию, мощную деловую хватку, потрясающую инженерную креативность, исключительную исполнительскую дисциплину. Было ясно, что в БПИ он получил фундаментальную подготовку по специальности «технология машиностроения, станки, инструменты». Неслучайно Михаил Фадеевич вскоре станет исполнять обязанности главного инженера БРМЗ. Приставка и.о. исчезнет задолго до того, как специалист разменяет четвёртый десяток.
Первым крупным успехом главного инженера М.Ф. Иоффе явилось инженерно-техническое обеспечение заполнения ниши в промышленном комплексе БССР, связанной с выпуском бытовых кухонных газовых плит. Хорошо известно, что шестая пятилетка, стартовавшая 1 января 1956 года, была отмечена внушительным рывком в процессе газификации БССР. И в то же время ни один субъект хозяйствования в БССР не выпускал соответствующие плиты. Этим впервые в истории белорусской промышленности стал заниматься Брестский механический завод (БМЗ). Именно так с 1958 года назывался бывший БРМЗ. Уже осенью 1958 года на БМЗ впервые был доведён до логического завершения полный производственный цикл на предмет выпуска указанной продукции. Естественно, был резон в том, что через год БМЗ стал Брестским заводом газовой аппаратуры (БЗГА).
Главный инженер БЗГА добивается того, что станки и прессы не уступают заубежным аналогам. Он также мудро решает вопрос об отимальном варианте комплектации деталями, узлами конечной продукции, выпускаемой БЗГА. Все они стали продукцией собственного производства. И это, несомненно, привело к снижению себестоимости кухонных газовых плит.
Сначала выпускаемые плиты были только двухгорелочными. Затем был совершён тройной технологический прорыв. Во-первых, речь шла о 4-х горелках. Во-вторых, была вынесена духовка. В-третьих, для большей безопасности розжиг стал производиться в автоматическом режиме.
В 37 лет Михаил Фадеевич стал руководить БЗГА. Это был сравнительно молодой по советским меркам возраст для директора промышленного предприятия.
При новом директоре кардинально изменилось место завода в республиканской, союзной, международной табели о рангах. Руководитель прекрасно понимал необходимость и неотложность коренного обновления технологического базиса производства. Пройдёт совсем немного времени, и М.Ф. Иоффе совершит поистине судьбоносную поездку во Французскую Республику. Уточним для читателя: судьбоносную для БСГА. Проявив себя мастером экономической дипломатии, Михаил Фадеевич провёл исключительно плодотворные переговоры с руководством всемирно известного концерна, в результате которых обрёл реальные очертания очень выгодный для брестского предприятия контракт. Оборудование, изготавливаемое концерном, было самым современным. Смысл контракта был в поставках для нужд БСГА.
Первая партия данного оборудования появилась на брестской земле в середине далёких 1970-х гг. Затем последовали вторая, третья и т.д. партии. Итоговый результат впечатляет: на базе французского оборудования был осуществлён выпуск полумиллиона качественно новых четырехгорелочных газовых плит модели ПГ14-57. Более высокие качественные характеристики предрешили несомненный выигрыш в плане комфортности. Модель ПГ14-57 задавала планку для всех советских производителей бытовых кухонных газовых плит. В самом начале имевшихся площадей для монтирования французского оборудования не хватало. Подобная нехватка была довольно скоро ликвидирована. Принципиально важно отметить, что Иоффе рассчитывал и на подпитку БСГА местной конструкторской мыслью, и не ошибся. Она выдала на-гора оборудование, не вписывавшееся в традиционные стандарты, предложила конвейеры, подходившие для ряда производственных процессов. И всё это было внедрено. И опять расширялись производственные площади.
Ещё до начала 1980-х гг. БСГА станет градообразующим предприятием, захватит лидерство среди субъектов хозяйствования города по всем макроэкономическим показателям, особенно по отчислениям на социальные нужды своих работников. Последние гарантированно получали жилье. Наличие собственных детских садов исключало для членов трудового коллектива головоломки насчёт того, где пристроить ребёнка дошкольного возраста. Всё это ещё в большей степени проявилось в 1980-х гг. Тогда составной частью социальной сферы завода стал санаторий-профилакторий.
После распада СССР Михаил Фадеевич предпринимает гениальный ход, заручившись мощнейшей поддержкой главного российского газпромовца Виктора Черномырдина. То, о чём договорились Михаил Фадеевич и Виктор Степанович, было выгодно и заводу, и Российскому Акционерному Обществу (РАО) “Газпром”. Без малого четверть века тому назад были решены все юридические и организационные вопросы на предмет появления Совместного Предприятия Открытого Акционерного Общества (СП ОАО) «Брестгазоаппарат». Какая выгода в том, что “Газпром” является здесь держателем контрольного пакета акций? Самая прямая в виде внушительнейшей финансовой подпитки, которая в кратчайший срок предопределила решение двух важнейших вопросов. «Брестгазоаппарат» получил всё необходимое крановое производство. Ещё до истечения лихих 90-х был сдан под ключ восьмой корпус руководимого М.Ф. Иоффе предприятия.
Одна цифра говорит о многом: в 1990-х гг. 70% отчислений от субъектов хозяйствования в городской бюджет Бреста приходилось на “Брестгазоаппарат”.
Поступательное развитие детища Михаила Фадеевича продолжалось и в нулевые годы. Росли объёмы производства, улучшалось качество выпускаемой продукции, что позволяло СП уверенно чувствовать себя на рынке. На повышение эффективности производственного процесса несомненно повлияло появление унитарного предприятия «Гефест-Кварц», второго дочернего предприятия «Гефест-Техника».
Юбиляр руководил СП ОАО «Брестгазоаппарат» до осени 2006 года. Его часто можно было встретить на родном заводе и после ухода с директорской должности. В 2006–2013 гг. М.Ф. Иоффе сохранял членство в наблюдательном совете предприятия. А в кресле генерального директора его дело достойно продолжает Виктор Александрович Кузьминчук.
В некотором смысле Михаил Фадеевич был образцом представителя директорского корпуса. Брестчане его знают не только как производственника, управленца, но и общественного деятеля. Те, кто входил в городской Совет депутатов в начале 90-х, вспоминают, как не раз депутат Иоффе буквально спасал положение на зашедших в тупик сессиях. Заседания затягивались едва не до утра, случалось, дискуссии достигали предельного накала, и тогла слово брал депутат Иоффе и предлагал вариант решения… Весь зал соглашался,что это и есть выход из ситуации, и решение наконец принималось.
Позволю себе еще один пример. В городе над Бугом рядом с гарнизонным кладбищем установлен памятник военнослужащим, погибшим в мирное время. Инициатором появления этого памятника выступил комитет солдатских матерей. Члены комитета обошли весь Брест в надежде найти спонсоров. И везде под разными предлогами матерям отказывали. А М.Ф. Иоффе принял решение профинансировать проект за счет своего предприятия. И в этом весь Михаил Фадеевич как руководитель и человек.
Именно таким его вспомнают люди, работавшие под его началом на “Газоаппарате”. Они свидетельствуют, что М.Ф. Иоффе всегда основательно вникал в суть вопроса, когда работник завода обращался к нему за помощью, и старался по возможности помочь. Вспомнают и о том, что Михаил Фадеевич, зайдя в цех, персонально здоровался за руку с каждым из присутствовавших работников.
Конечно, удивляет то, что М.Ф. Иоффе до сих пор не присвоено звание Героя Беларуси. За это обеими руками проголосуют все бывшие работники “Газоаппарата”, которые трудились на данном предприятии с 1970 по 2006 гг., то есть в те годы, когда Михаил Фадеевич был директором. Вместе с тем нельзя недооценивать полученные юбиляром награды и звания. Его грудь украшают ордена Знак Почета, Трудового Красного Знамени, Отчизны III степени, медали. Он входит в число лауреатов престижного российского ордена «Национальная Слава». М.Ф.Иоффе удостоен почетного звания «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь». В городе над Бугом неоднократно побеждал в номинации «Человек года», в масштабах СНГ не раз и не два объявлялся «Директором года». М.Ф. Иоффе – Почётный гражданин города Бреста, Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь, член-корреспондент Белорусской инженерной академии. Этот выдающийся организатор промышленного производства неоднократно избирался в Брестский областной Совет народных депутатов.
Ответить