30 декабря состоялась первая встреча активных представителей общественности на площадке «Экокластер». Она создана путём объединения БМОО «Время Земли» и информационно-просветительского учреждения «За Вело Брест». Обе организации городские, некоммерческие и молодёжные.
Участниками встречи была озвучена и принята следующая резолюция:
«Мы хотим, чтобы Брест развивался как современный, «зеленый» город, общее пространство которого удобно для общественного транспорта, велосипедистов, пешеходов и автомобилистов.
Для успешного решения ключевых проблем в сфере эко- вело- необходимы скоординированные действия государственных органов, ответственность бизнеса, активное участие гражданского общества и ориентированное на сохранение природы поведение горожан. Считаем, что площадку «Экокластер» можно использовать для координации взаимодействия субъектов администрации и бизнеса, сбора и представления мнений горожан».
Более подробно об этой инициативе мы пообщались с директором информационно-просветительского учреждения «За Вело Брест» Владимиром КРАСЬКО.
— «Экокластер» — не совсем понятное слово для обывателя. Можете пояснить его толкование?
— «Экокластер» — это площадка для общения. Место, где могут взаимодействовать активные горожане, сообщества, объединения с представителями власти и бизнеса на тему проблем эко- вело-развития Бреста. «Экокластер» создан путём объединения двух городских некоммерческих, молодёжных организаций: БМОО «Время Земли» и информационно-просветительского учреждения «За Вело Брест». Мы позиционируем себя как общественная приемная, куда может обратиться любой горожанин для озвучивания и совместного поиска решения проблем в сфере экологии и велоинфраструктуры Бреста.
— В государстве законом установлен порядок обращения граждан и алгоритм решения проблем. Вы — негосударственное объединение. Каковы ваши функции и, так сказать, какое отношение имеете?
— Наши граждане с советских времен приучены с любой проблемой бежать к государству. Например, кто-то припарковался на зеленой зоне, горожане звонят в ГАИ и точечно решают проблему, но ненадолго. Таким образом, решение этой проблемы является неустойчивым – сегодня водителя оштрафовали, а завтра на его место приехал другой. Кроме проблем парковки существует перечень других экологических проблем.
Государство не в состоянии прийти в каждый двор и учесть все проблемы одновременно. В результате появляются активные горожане, которые неравнодушны к проблемам экологии и не желают пускать ситуацию на самотек. К сожалению, многие из них не имеют знаний о законных (нормативные акты) способах и порядке решения проблем с участием жильцов. Наша функция – помочь данным активистам установить диалог с властями и службами города для решения проблемы с учётом интересов всех сторон в рамках закона. Мы «разгружаем» органы власти, помогаем людям реализовать свои инициативы с привлечением средств. К примеру, высадить деревья или кустарники, установить велопарковки.
Кроме того, для экоцелей мы находим деньги у бизнеса, предлагая им быть спонсорами в обмен на рекламу их деятельности на наших мероприятиях. Мы объединяем экопроблемы, людей, власть и бизнес.
— Из ваших слов можно сделать вывод, что работа администрации непродуктивна, что власть при всем её устройстве не может решить проблемы горожан, имея на то законное основание и средства. А каким образом вы решите эти проблемы?
— Мне сложно ответить за власть, почему она не может прийти в каждый двор. Полагаю, весь вопрос в праве на землю. У нас территории многоэтажек принадлежат городу, и жильцы не вправе без разрешения и согласования с городом озеленять территорию или решать другие проблемы. У наших соседей в Польше несколько другой принцип решения проблем, по причине того, что большинство жильцов являются собственниками территорий, которые закреплены за многоэтажками. Люди могут самостоятельно заниматься озеленением. Мы не столько сами физически решаем проблему, сколько помогаем активным гражданам решить проблему путем согласования с соответствующими службами и поиском финансирования.
— Вы представляете интересы людей, которые передвигаются на велосипеде. Зачем вам это нужно?
— После долгого перерыва езды на велосипеде в детстве я однажды съездил с друзьями отдохнуть на Белое озеро. Передвигаясь на велосипеде, я в не юном возрасте ощутил всю эйфорию от этого способа передвижения, но, возвращаясь домой, на себе ощутил все неудобства и неприспособленность дорог микрорайона Ковалево для передвижения на этом виде транспорта. Так в 2009 году родилась идея создания общества «За Вело Брест».
Мы начали собирать сведения о велоструктуре Бреста, привлекли экспертов из Минска и Люблина и создали концепцию развития велодвижения с электронной картой маршрутов. Проводили опросы общественного мнения и собирали представления горожан об их видении велоинфраструктуры. Полученные результаты и предложения мы лоббируем для принятия решений в горсовете. Следующей нашей задачей стоит создание велопроката.
— Велосипед – мне думается, не совсем удобное средство передвижения по городу. Дождь, снег, грязь, да ещё и вспотеешь. Я не говорю уже о сложности передвижения на велосипеде в юбке или брюках, которые может замотать в цепь. А как ехать на работу людям в пиджаках и галстуках?
— Скорее всего, неудобство передвижения на велосипеде – стереотип нашего человека. В Европе министры некоторых стран на работу ездят на велосипеде, а у нас, к сожалению, человек на велике это тот, кто ничего не добился в жизни.
Чтобы брюки не вымазать или не замотать в цепь, можно немного заправить их в носки, но это уж на совсем старых велосипедах, где нет защиты цепи. Если непогода, то вы под дождём без зонта промокнете, а на случай с велосипедом есть дождевики. Я комфортно чувствую себя на велосипеде до -11С. Нет плохой погоды, есть неправильная одежда. Но сколько дней в году в нашем городе держится такая температура?
Я работаю в школе и придерживаюсь делового стиля одежды. После работы вешаю пиджак в шкафчик, надеваю куртку и поехал.
— В чём польза передвижения на велосипеде?
— Люди едут на авто в спортзал, чтобы тридцать минут позаниматься. Езда на работу и обратно без потери времени позволяет получить нужную кардионагрузку. Не абсурдно ли ехать на авто, чтобы получить где-то физическую нагрузку?
Есть осознание, что нам и нашим детям жить в городе, где выхлопы от автотранспорта составляют 80% от общей массы. Велосипед не загрязняет воздух.
Я считаю, что пробки являются неразумным и печальным результатом человеческого прогресса. По моему мнению, глупо, когда в одном автомобиле находится, как правило, один человек и все стоят в пробке.
И главное то, что на данный момент передвижение в городе устроено в виде перевернутой пирамиды, в подошве которой находится легковой транспорт, затем следует общественный, за ним велосипедисты и пешеходы. На мой взгляд, это неправильно. Мы все делаем не для человека (пешехода, велосипедиста), а для автомобиля – дороги, бордюры, остановки и стоянки. Не важнее ли человек и его здоровье?
Велосипед решает большинство этих проблем. Более того, на велике можно в течение 15 минут без пробок и ущерба экологии бесплатно добраться в любую точку нашего города.
— Бесспорно, велосипед – бесплатный или малозатратный вид транспорта, и, вовлекая в передвижение на нём все большее количество людей, вы переходите дорогу производителям нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо), поставщикам и производителям запасных автомобильных частей. Это очевидный конфликт эко- и коммерческих интересов. Если конфликта нет, то мы бы давно ездили на электромобилях, но вряд ли нефтяные магнаты это допустят. А ещё уменьшатся поступления в казну за счет дорожных сборов и налогов.
— Сырьё для топлива и запчасти мы не производим, деньги от которых идут в казну России. Поэтому, с экономической точки зрения, мы вряд ли потеряем выгоду.
Но есть и другая сторона медали – индекс здоровья. Водитель, передвигаясь на автомобиле, теряет или, точнее будет сказать, не приобретает здоровье. Европейцы, которые из своего сырья производят автомобили, произвели экономические расчеты и доказали, что каждый велосипедист даёт около 2,5 тысячи евро прибыли за счет экономии и ресурса здоровья. У нас пока не готовы признать то, что автомобиль – это изначально убыточное изобретение как с экономической и экологической, так и со стороны охраны здоровья человека.
Экономика и здравоохранение по всем показателям на нашей стороне.
— Исторически сложилось, что развитие человечества происходило в городах. Человеческий разум определил городам расти вверх, а не вширь, что привело к загазованности и транспортным коллапсам. И ситуация усугубляется — регулярно принимаются законы об уплотнении застройки и недопущении расширения черты города. Данные явления можно наблюдать не только в Москве, Мехико, Варшаве, но уже в Минске и Бресте. Большие мегаполисы не смогли решить проблемы загазованности, пробок и экологии. Вам не кажется, что ваша «затея» несбыточна?
— Мы это понимаем и стремимся поделиться пониманием того, что главная ценность на земле – это человек и его здоровье, и мы обязаны его беречь. Мы считаем, что, пока место на вершине пирамиды не займет человек вместо машин, мы будем проигрывать и экономически, и по здоровью.
Мы верим, что будущее за велосипедом, и хотим этой верой поделиться с каждым.
Подготовил Алексей ГОЛИКОВ
1 комментарий
В Бресте заработал первый «Экокластер», который открыли две волонтёрские организации «Время Земли» и «За вело Брест». — Rovar.info
12.12.2017 в 05:17[…] http://www.bk-brest.by/2017/12/velo_brest/ https://vk.com/vremyazemli?z=album-74131041_249832696 РубрикиБез рубрики, Брест […]