Неделю назад в жару гуляли вечером в районе набережной Мухавца – от речного порта до бульвара Шевченко. Не взяв фотоаппарата, только устно в заметке на фейсбуке отметила разработку зеленой прибрежной зоны, начиная от дорожки к ул. Советской, а также всего зеленого пятна, где сейчас выгул собак. Виден был заезженный газон, подобие широких дорожек, кучи навезенного песка.
В жару особенно хочется тени, воздуха от деревьев и травы, речной прохлады – самого насущного для детей и пожилых, то есть, самых уязвимых категорий горожан. А потом уже развлечений, катаний на всех видах колес под раскаленным солнцем тех, кому здоровье позволяет делать это.
В тот жаркий день мы не получили от прогулки радости: в сквере на набережной было очень многолюдно, все скамейки были заняты. А подышать воздухом и посидеть в тени на участке от ул. Советской до ул.17 Сентября тоже не получилось — там до сих пор нет скамеек на площадках, выложенных под них вдоль прогулочной дорожки…
3 июля, в День независимости РБ, под вечер вновь прогулялись с фотообъективом по набережной. От своего дома напротив убитой аллеи могучих лип-красавиц – так называемого «бульвара над Мухавцем» (название из «запольских часув») — до моста с бульвара Шевченко. Засняли благоустройство зеленой зоны от ул. Советской до ул.17 Сентября.
Итак, наметки на дорожки уже превратились в широко прорытые трассы и площадки, которые явно ждет плиточное покрытие. Центральная трасса – от ул. Советской до парапета реки – шире всех и пней вдоль нее пока видно самое большое количество.
Признаюсь, сколько живу у реки и гуляю вдоль нее, столько снимаю пни. По-тихому спиливались могучие тополя в сквере на набережной (специально фотографировала здоровые срезы – как круглые столы, и внука на них подсаживала).
Для линии фонарей и скамеек вдоль плиточной прогулочной дорожки (до ул. 17 Сентября) благоустроители пожертвовали не одной зрелой красивой липой, не говоря уж о других не столь породистых деревьях.
На пространстве зеленого пятна собачьего выгула в свое время озеленители подсаживали рябинки, кусты, их уж тем более никто не сберегает – ведь собираются сделать так красиво! Столько дорожек! Кафе! Аттракционов!
Красота страшная сила, если власть в руках, а в головах разруха, если у слуг народа неуважительное отношение к мнению жителей Бреста. Если некие евростандарты, продекларированные в проектах о зеленом, умном и т. п. городе, или некие современные тренды на развлекательность и доходность рекреационной зоны не соотносятся с местными природными возможностями и традициями отдыха горожан на набережной. Не раз во всевозможных опросах общественного мнения главными приоритетами благоустройства и Бреста в целом, и его набережной назывались сохранение исторического центра, его архитектурного облика и зеленого ландшафта.
Отдавая должное всем добрым делам – плиточным дорожкам, фонтану, фонарям, антивандальной спортплощадке, а также благим намерениям нового проекта благоустройства в природоохранной береговой зоне Мухавца в городе, хотелось бы не потерять главное – экологию, деревья, траву…
Пни и распни – мне думается, однокоренные слова.
Для примера этой языковедческой связи – стихи почти десятилетней давности.
Мой город
Мой город без деревьев гол,
На тень и зелень скуден.
Из улочек-аллей ушел
Уют недавних буден.
Мой город без деревьев нем,
Не шелестит листвою,
И птичьих голосов Эдем
Умолк над головою.
Мой город без деревьев глух
И к небесам, и к душам
Своих отцов, детей, старух,
Кому от камня душно.
Мой город без деревьев груб,
Как зазывала старый:
Рекламою, неоном труб
Заманивает в бары.
Зайди в один, второй, восьмой
И пей за кружкой кружку,
Потом фонарный столб прямой
Обнимешь, как подружку.
И запоешь про милый клен
И тонкую рябину,
Но охладит железо тон
И жарких чувств лавину.
Тогда под фонарем присядь,
Чтоб в беспощадном свете
Пустынной улицы понять –
За город ты в ответе.
Будь ты во власти или прост,
На свой кусок нацелен –
Пойми, деревьев вольный рост,
Как Божий дар бесценен.
Святые пращуры глядят –
Кобзарь, Мицкевич, Гоголь,
Как вновь невежеством распят
В который раз — мой город.
Ответить