Николай Александров, 18.09.2018
Некоторое время назад брестский блогер Алексей Голиков обнародовал видеоинтервью с нашим коллегою Валерием Цапковым, к которому отношусь с симпатией и респектом, как к человеку неординарному, прошедшему Афган, имеющему свою точку зрения и позицию. В этом видеоинтервью есть фрагмент, который меня изрядно удивил и озадачил. Слова — не воробьи, они имеют особенность, вылетая, чирикать в интернете долговременно, поэтому не смог пропустить их мимо ушей. Воспроизвожу фрагмент текстово, а также полностью далее видео:
«- Валерий Владимирович, вы долгое время работали в «Брестском курьере». Почему перешли в «Брестский вестник»?
— Ну, я начал в «Брестском курьере» писать где-то в начале нулевых. Была очень хорошая серия сатирических фельетончиков от имени кота Васьки. Очень хорошо было, популярно. Потом вел строительную, автомобильную тематику, много чего писал. Ушел в четырнадцатом году. После командировки в Киев, Одессу. Вернулся, написал отчет, что на майдане пахнет, мочой воняет. Кое-как напечатали. Газета из номера в номер печатала материалы проукраинской, промайдановской позиции. Переполнило терпение – это 2 мая, когда в Одессе сожгли людей, и тут газета, можете посмотреть в библиотеке, выходит свежий номер газеты, на первой странице – жареное мясо.
— Это послужило толчком?
— Меня это просто выбесило. Этот кусок жареного мяса не относился к событиям, но на языке метафор я в общем-то понял линию газеты и сказал: я больше с вами не работаю…»
Не стал бы я и отвечать на такой посыл, если б не это «жареное мясо». Кто знает меня, газету «Брестский курьер» всех времен, мог бы улыбнуться и сказать: «Ну ты, Валера, даёшь!». В принципе, это не могло быть, потому что не могло быть. Никогда мы не позволяли себе злорадствовать по поводу трагедий и бед в той или иной стране, тем более родственно близких нам.
Теперь уже просто пойдем по конкретике и событиям обозначенного Валерием события. Перед трагедией Одессы мы направили нашего внештатного корреспондента Валерия Цапкова – по приглашению союза брестских турфирм – в поездку в Одессу. Он подготовил путевой очерк, совершенно нейтральный, более даже рекламный, в котором его оценочные политические элементы проходили косвенными штрихами. Киев был упомянут последним абзацем (приводим сканы этой публикации).
Материал был опубликован без «кое-как напечатали» — с выноской на первую страницу. Не припомню каких-либо возражений и тормозов.
Затем случилась беда с одесским Домом профсоюзов, о чем мы сразу же в следующем номере (после выхода туристского очерка В.Цапкова) дали материал на целую полосу под названием «Одесская Хатынь» с фотографиями. На первую полосу вынесли его анонс. Но при этом еще заранее главною темою на первой странице было заявлено: «Сосиски и гласность. Куда исчезает мясная продукция с брестских прилавков?». Для региональной газеты это актуально. Никакой связи здесь с Одессою нет и не могло быть. (Прилагаю сканы).
Каким образом в воображении Валерия возникло «жареное мясо», я затрудняюсь объяснить. На нашей «летучке» по обсуждению вышедшего номера он высказал свое эмоциональное отношение к вышедшей первой полосе «БК», но тогда все коллеги как бы мягко повозражали, поудивлялись такой натяжке и – проехали ситуацию. А Валера с нами тут же расстался, не обремененный контрактом или договором. Думаю, что и в последующие выпуски «Брестского курьера» того 2014 года он не заглядывал, иначе бы не приписал нам «промайданную» позицию. Мы в тот период давали целую череду материалов по Украине — ни «майданного», ни «антимайданного» характера, стараясь в своем посыле к читателям разобраться в происходящей ситуации. Наши журналисты по своей личной инициативе даже затеяли кампанию по помощи беженцам из опасных регионов, помогали им найти жилье, трудоустроиться, решить разнообразные проблемы. По этим вопросам встречались и взаимодействовали с Жаном-Ивом Бушарди — представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси. Это что – «жареное мясо»? Или «промайданная» направленность газеты? (Смотрите сканы).
И еще несколько слов – в добавление к сказанному. За всю большую историю газеты «Брестский курьер», ведущей начало с 1990 года, нас (и меня, в частности) не раз обвиняли то в пробелорусской, то в пророссийской, то в пропольской, то в проеврейской, то (даже!) в проамериканской позициях. Я однажды ответил: да, мы такие – во всём этом спектре. Потому что мы любим народы этих стран. Что не означает, что мы не видим все противоречия современного мира и его проблемы. Как их решать – другой вопрос.
А к Валерию Цапкову отношусь всё с тем же дружеским чувством. Видимо, сработала у него своя эмоциональная память не в должном направлении.
1 комментарий
Не Иван
19.09.2018 в 17:49Николай Алексеевич, уважаемый мною и, без сомнения, целою грудою брестчан! Журналист, редактор, делавший нашу жизнь немножко веселее в те годы, когда нам казалось, будто вечность не есть сумма времени, а лишь прозябания. Сегодня мы получили иной опыт, другой взгляд на звезды, сегодня мы можем понять, что молчание «Брестского курьера» в городе Бресте — это крик.
Валерий Цапков!… Найдите сегодня еще в нашей братии подобного журналистского таланта! Быть может, они есть, но они далече от аудитории. В силу обстоятельств, связанных в том числе с безмолвием «Брестского курьера». С выходом на «пенсию» Николая Александрова.