08.10.2018 Николай Александров
В межвоенные годы, при Польше, в Бресте-над-Бугом действовала Русская гимназия, давшая городу и миру немало ярких своих питомцев. И это неудивительно, ведь в ней преподавала и духовно образовывала юных блистательная плеяда педагогов. На этой фотографии – двое из них, В.Е.Никонович и В.В.Петручик.
Тот, что слева, Владимир Емельянович Никонович, еще до Первой мировой войны был учителем частного 7-классного коммерческого училища в Брест-Литовске. Уже тогда он вошел в биографический словарь С.А.Венгерова как «географ Гродненской губернии и автор философских сочинений». Помимо изданной в двух частях книги «Научные и философские опыты», известны работы В.Е.Никоновича о Чарльзе Дарвине и Герберте Спенсере. В Русской гимназии Бреста-над-Бугом этот «чудак и жизнелюб» (так обозначил его один из питомцев) преподавал физику. Митрофан Зноско, в будущем православный епископ в США, упомянул его в своей мемуарной книге: «Свой предмет знал он, видимо, блестяще, вел личную переписку с Эйнштейном, с которым затеял ожесточенный спор по теории относительности». Других сведений о нем мне пока что отыскать не удалось.
Справа на фотографии – Владимир Васильевич Петручик (1885 – 1954), преподаватель русского языка и литературы в Брестской мужской гимназии (…1913-14), затем в Русской гимназии меж двух войн. Образование он получил в Московском университете.
«Проходя у В.Петручика курс Достоевского и Чехова, я впитывал в себя то духовное богатство, которого не дали мне сухие уроки Закона Божия, но без которого не может человек внутренне стать христианином», — писал о нем Митрофан Зноско. Выпускник Русской гимназии 1933 года Василий Осташевский дал такую характеристику своему любимому педагогу: «Владимир Васильевич Петручик, я думаю, был самым выдающимся педагогом в нашей гимназии. Он преподавал русский язык и литературу в старших классах. Его уроки по литературе были настолько интересны, что их ждали с нетерпением. Он мог артистически цитировать на память целые рассказы и длиннейшие отрывки из классиков. На его уроках никто не скучал, и все жалели, что урок окончился…»
В 1935 году Владимир Васильевич сдал экзамены при Пинской духовной консистории и был рукоположен архиепископом Полесским и Пинским Александром. Получив приход вблизи Бреста, он продолжал преподавать в гимназии. На уроках литературы прибавилась тема «Религиозные мотивы в произведениях русских классиков». После сентября 1939 семью Петручиков выслали в Казахстан. Позже, при организации польской армии Андерса, он стал военным священником для православных военнослужащих. Об этом периоде жизни написал из Австралии бывший его ученик Алексей Кескевич: «В боях у Монте-Кассино Владимир Васильевич переползал из окопа в окоп и нес утешение православным солдатам. Так что, будучи хорошим учителем, он был героем. После окончания боев и взятия горы Владимир Васильевич разговаривал с генералом Андерсом и настаивал, чтобы был поставлен хотя бы один православный крест. Генерал Андерс обещал. Таким образом на военном кладбище на горе Монте-Кассино треть крестов оказались православными».
Закончилась жизнь Владимира Васильевича в Англии, в Лондоне. На могиле по-русски написано: «Протоиерей Владимир Петручик 1885 — 1954».
Фотография из домашнего архива семьи Пантелевичей. Публикуется впервые.
Ответить