23.04.2019 Любовь Александрова
По традиции весной на кладбищах семьи поправляют могилки своих родных, город наводит там порядок в целом – с помощью общественности.
Вот буквально на днях, 20 апреля, так было на Тришине – старейшем некрополе Бреста, имеющем статус исторической и культурной ценности. Там много захоронений XIX – начала XX в. и среди них место упокоения Георгиевского кавалера, штабс-капитана Всеволода Никитина. Он погиб осенью 1914 года в боях при Сандомире, его вдова Софья Никитина (в девичестве Синкевич) привезла и захоронила тело мужа на своей брестской родине.
Ее братья Александр и Николай Синкевичи много сделали для нашего города, сын ее и штабс-капитана Ростислав был воспитанником Русской гимназии в межвоенные годы.
К недавнему времени на могиле совсем разрушился скромный металлический крест с именной таблицею. Это заметила часто навещающая могилs родных брестчанка Диана Хмелевская, дочь известного общественного деятеля Николая Левашкевича, также, кстати, выпускника Русской гимназии в Бресте над Бугом. Она задала вопрос в соцсетях, не найдутся ли единомышленники, чтобы объединиться и подремонтировать захоронение героя-воина.
Отклики были разные, мол, успеть бы обладить могилы своих родных. Помочь вызвался один – Дмитрий Мельник, 30-летний брестчанин, сын военного. Он работает поваром, у него семья и маленький сын. И при этом большой интерес к истории родного края, где в Первую мировую, в 1914 году, в Брест-Литовской крепости при взрыве порохового погреба погиб и его прадед Нестер Омичук. Дмитрий следит за историческими публикациями, читал и про Георгиевского кавалера Всеволода Никитина, его славных родственников — брестчан прошлого века.
Не остался он равнодушным к призыву привести в порядок могилу воина Первой мировой, всю зиму потихоньку тесал дубовый крест, очищал историческую табличку с обветшавшего железного креста.
И вот все было готово, и 23 апреля утром Дмитрий установил памятный крест с аутеничной надписью на табличке. Сзади в крест встроен и прежний металлический штырь. Тогда-то и позвонил Диане Хмелевской, а она известила историка и журналиста Николая Александрова, а он в свою очередь пригласил на встречу фотокорреспондента Юрия Макарчука, также занимающегося историей.
Мы приехали на Тришинский некрополь, засняли облаженный памятник с новым крестом. Почтили память воина.
И поговорили с Дмитрием. Тогда-то и узнали о его прадеде, о том, как молодой брестчанин раньше занимался поисковой работой, как болит у него душа за историческую память и облик тысячелетнего Бреста. Наводить благоустройство и делать рекреационный комфорт для горожан и гостей города – это хорошо, но гораздо дороже — во всех отношениях — сохранять его архитектурные, ландшафтные особенности, бережнее проводить предварительные археологические изыскания, не губить при строительстве и благоустройстве уже совсем редкие аутентичные сооружения. Так, при расчистке экскаватором территории Городского сада весной прошлого года он был свидетелем, как нашли останки двух солдат, с медальоном даже. После всяческих согласований и прибытия уполномоченных особ останки увезли на экспертизу, но медальон рассыпался…
Обидно брестчанину, что руины в Брестской крепости «латают» кирпичом-новоделом, когда в сетях есть объявления о продаже старого, царского времени, кирпича (ведь из крепости немало было утащено его на послевоенные стройки).
Или дома польской застройки на берегу Мухавца у речного порта, которые в запущенном виде или даже в планах на снос. По мнению Дмитрия, такие здания, скажем, в Европе разобрали бы по кирпичам и перенесли для восстановления в старом городе.
Мне как журналисту со стажем и матери сынов очень близко такое заинтересованное, сердечное отношение молодого человека к живой истории старого города и его нынешним реалиям. Спасибо Дмитрию Мельнику и его родителям, роду за истинный патриотизм. Спасибо старожилу Бреста Диане Хмелевской за то, что поддерживает связь времен.
Ответить