17.09.2019 Любовь АЛЕКСАНДРОВА
!5 сентября завершился XXIV Международный театральный фестиваль, подхвативший празднество Тысячелетия Бреста и добавивший в него свои краски. На подведении итогов фестиваля были названы лучшие работы – по авторитетному мнению команды критиков в связке с хозяевами «Белой Вежи».
Еще только просматривая фестивальную программу, я выделила для себя некоторые спектакли, на которых хотелось побывать. Среди них две постановки европейских театров по пьесам Чехова.
Побывала.
Об одной написала на сайте «БК» – о «Вишневом саде» от Театра драмы и кукол им. Ивана Радоева из города Плевен (Болгария). И на закрытии фестиваля с радостью приняла сообщение, что этот театр получил специальный приз за лучший актерский ансамбль.
Второй спектакль – «Дядя Ваня» от Дануб Бенд Театр Вац (Венгрия) – был такой сложный для восприятия и осмысления, что только сейчас попробую сказать о нем. Но прежде сообщу, что этот спектакль режиссера Ярослава Федоришина завоевал Гран-при брестского фестиваля.
Итак, известнейшая пьеса Чехова, поставленная в венгерском театре и шедшая на венгерском языке, затрудняла не им или субтитрами, а языком театральным. Он был очень метафоричен, полон реминисценций из мировой художественной культуры – живописи, музыки, сценографии, пластики. Авторская концепция, скорее, ткань сценического действия, где-то для меня рвалась на отдельные куски, мне не были ясны главные герои и отношения между ними (вроде бы прописанные драматургом и знакомые по многим спектаклям, в том числе, по брестскому «Дяде Ване» в постановке Латенаса). Но чеховская атмосфера все-таки в спектакле стояла над странным бытом, некими пластическими этюдами и конструктивизмом на сцене.
Позже на утреннем критическом разборе федоришинского спектакля я услышала мнения: от «надуманные режиссерские решения» до «необычный и значительный спектакль». Большинство критиков из разных стран все-таки с воодушевлением приняло венгерский спектакль.
«Трудно найти на европейском пространстве такого оригинального режиссера, как Ярослав Федоришин…Быт совершенно не его – в спектакле нет ничего бытового. Бог есть любовь, и спектакль этот о недостижимости любви, о невозможности счастья. И о том, что мир погибает». Вот так восприняла эту необычную работу европейский критик Нина Мазур (Германия–Украина). И ее же вывод: «Жизнь в этой усадьбе никогда не будет такой, какой она рассказана Чеховым в пьесе». Значит, АнтиЧехов?
Что ж, чеховская пьеса дала толчок для яркого театрального спектакля, сотканного из символов, в котором талантливый режиссер показал свое мироощущение, создал свой «эстетический и этический космос» (цитирую критика из Эстонии Этери Кекелидзе).
Ее коллега из Литвы Мария Танана: «Этот спектакль завораживает своей атмосферой».
И еще одно мнение белорусского театроведа Людмилы Громыко: «В спектакле «Дядя Ваня» произошло обнуление театральной традиции, трактовок чеховских пьес: разрушенный мир, отказ от интеллигентских рефлексий, обращение к сегодняшнему миру – что происходит с нами».
Пусть так, но я за традиционный способ передачи идентичности русского человека – как это делает словом и драматургией Антон Павлович Чехов. И его художественные последователи.
Продолжая линию критики, хочу с благодарностью сказать о команде профессионалов-театроведов из разных стран, которая вот уже несколько лет креативно работает на брестском фестивале, отсматривая и дискутируя, расставляя акценты и оценивая, анализируя все срезы театрального процесса и помогая театральным коллективам и нам, зрителям, видеть некие вершины.
И потому естественен жест Этери Кекелидзе на итоговой пресс-конференции: «Брестский зритель умеет считывать театральный язык».
Она также отметила плодотворный микс трех ветвей фестиваля: театра кукол, драматического и уличного.
Нина Мазур отметила присутствие на «Белой Веже» театров из дальнего зарубежья, у которых изначальный посыл от русской культуры, у кого иная нравственная закваска, нежели европейская (они, эти театры, идут на благотворительность, приезжая за свои деньги на малобюджетный фестиваль). И то, что на фестивале мы, бедные (в финансовом отношении), почти не видим настоящих западно-европейских театров.
Замечательная фраза прозвучала из уст критика: «Были на «Белой Веже» слабые спектакли, факт, но мы о них интересно разговаривали!»
Московская критик Екатерина Рябова назвала главной миссией брестского фестиваля дипломатическую – на театральном языке. Ее коллега из Москвы Владислава Куприна так и высказалась: «Театры могут разговаривать, в то время как за столетия страны-соседи много наделали травм друг другу, допустили войны и потеряли понимание. Не в Москве, а в пограничном Бресте можно увидеть театры из Украины, Грузии, Молдавии, Абхазии и других постсоветских республик, а также разных регионов России и понять, как идет театральный процесс».
И в заключение «круглого стола» по итогам «Белой Вежи-2019» белорусский театровед Людмила Громыко высказала респект нынешнему брестскому фестивалю, который прошел в особенный год Тысячелетия Бреста. В городе было построено лучшее в Беларуси здание Театра кукол – и это хороший знак внимания к истории и культуре древнего места.
За 8 дней горожане и гости фестиваля отсмотрели 28 спектаклей театров из 14 стран – брестский фестиваль держит удар, верен своей линии на широкий срез театрального процесса, пусть и в рамках своих возможностей. На этом театральном форуме нет жюри, которому обычно нелегко достичь консенсуса. Этот труд взяла на себя команда критиков – и делает его вдумчиво, открыто, профессионально.
Тут я от себя и коллег-журналистов добавлю о самоотверженности театральных критиков, которые не пропустили ни одного спектакля (а это трудная работа – по 3-4 просмотра в день), каждый обсудили публично на утренних встречах, наконец, достигли разумного консенсуса, что выразилось в присуждении наград действительно неординарным спектаклям и актерам.
Людмила Громыко объявила результаты «Белой Вежи-2019» со сцены после завершения блистательного балета «Сотворение мира».
Закрыл фестиваль заместитель председателя Брестского облисполкома Геннадий Борисюк: «Бывай, XXIV Мiжнародны тэатральны фестываль «Белая Вежа», вiтаем XXV фестываль «Белая Вежа»!»
Фото автора и Николая ЧЕБЕРКУСА
Итоги ХХIV Международного театрального фестиваля
«БЕЛАЯ ВЕЖА – 2019».
ДИПЛОМЫ ЛАУРЕАТОВ «БЕЛАЯ ВЕЖА – 2019» :
ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА ДРАМЫ.
«ДЯДЯ ВАНЯ» А. Чехова.( Дануб Бенд Театр Вац. Вац – Венгрия.)
ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ.
«ПРОДУКТ» («Boris und Konsorten». Штутгарт – Германия).
ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА.
Спектакль «СОТНИКОВ». (Брестский театр кукол. Брест – Беларусь).
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ.
ДОРОТА ЛАНДОВСКА. Спектакль «СТРЫЕНЬСКА. ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ, ЗОФЬЯ». (Люблинский культурный центр. Люблин – Польша).
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ.
АЛЕКСАНДР ЯКИМЧУК. Спектакль «ШЕЛЬМЕНКО – ДЕНЩИК». (Волынский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Луцк – Украина).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИПЛОМЫ ФЕСТИВАЛЯ «БЕЛАЯ ВЕЖА — 2019» :
ЗА ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ
«ВИШНЕВЫЙ САД». (Театр драмы и кукол Ивана Радоева. Плевен – Болгария).
ЗА «НОВУЮ ИСКРЕННОСТЬ»
«#МАМАНАВОСТОКЕ». (Пацанская компания # театр _ чё. Москва – Россия)
Ответить