02.10.2019 Любовь АЛЕКСАНДРОВА. Фото автора, а также заимствовано у Карины Зурабовой и Искуи Киракосян
Конечно, все чтут традицию встреч однокурсников и однокашников. У нас с супругом, выпускников московского Литературного института им. Горького 1978 года, в течение десятилетий это получалось редко и узким кругом. Все-таки наши друзья далековато разлетелись по разным краям некогда большого Союза и за его пределы по миру. И политические переделы и переделки, и личные судьбы, семьи не оставляли много времени на свидания. Разве что мы следили за публикациями состоявшихся поэтов и прозаиков, критиков, драматургов, переводчиков, за их судьбами. Но в последнее время соцсети оживили контакты и общение. И помогли новой встрече.
В конце прошлого года, когда Литинститут отмечал весомый 80-летний юбилей, мы съездили в Москву с прицелом побывать в нем. Но с удовольствием застряли в узком кругу однокурсников и успели только заглянуть в Музей на Волхонке и в Дом книги на Калининском. Немножко писали об этом на сайте «БК» и в соцсетях.
А на Фейсбуке пошла волна воспоминаний, обмена историческими фотографиями и предложений о встрече от литинститутовцев-выпускников 1979 года, следующего за нашим выпуском. Наши друзья среди них звали и нас присоединиться, а поскольку некоторые из них собирались прилететь в Белокаменную даже из дальних стран, то стыдно было не приехать из ближнего зарубежья. И мы купили билеты на вечерний поезд Брест-Москва. И когда прибыли утром на Белорусский вокзал, там уже ожидал нас счастливый сюрприз: нас встречала Искуи Киракосян, прилетевшая накануне из Канады на встречу выпускников. В Торонто она ныне известна как фотохудожник, а когда-то училась с нами в группе литературного перевода.
В столице ожидал Николая гонорар за публикации по истории в журнале «Родина». Поэтому по приезде в Москву вначале побывали в редакционном офисе на улице «Правды», славно пообщались с Игорем Коцем, шеф-редактором «Родины», также давним нашим другом еще с литинститутских времен.
А далее помчались к памятнику Пушкина, глядящего на Тверской бульвар, где неподалеку расположен и наш институт в Доме Герцена. К 13.00 рядом с Александром Сергеевичем уже собралось приличное количество однокашников, и как же радостно встречали новоприбывших!
Они приметили идущих…
Эмоции на встречном курсе… Нина Орлова-Маркграф и Искуи Киракосян
Мужские разговоры…
И женская фотосессия…
Общий снимок на память
Вперед, в Трехпрудный!
Всей командой двинулись в Дом поэта в Трехпрудном переулке – на месте былого дома Марины Цветаевой.
Это Карина Зурабова придумала и организовала сей поход в Дом поэтов…
Магомед идет к горе…
Дом поэта оказался уютным подвалом, в котором в почетном углу сохранялся деревянный фрагмент аутентичного жилья Цветаевой, фотография старого дома, другие раритеты.
Но главное, в подвале собрались ее современные почитатели, друзья по Литинституту: Магомед Ахмедов из Дагестана, Мурад Мухаммад-Дост из Узбекистана, Искуи Киракосян из Канады, москвичи поэты и прозаики Карина Зурабова, Нина Орлова-Маркграф, Евгений Таганов, Виталий Постоянцев, Сергей Каратов, Надежда Герасимова, Михаил Вострышев, якутка Аита Шапошникова, ныне преподаватель вновь набранной группы художественного перевода с якутского в Литинституте… А мы с Николаем Александровым, выпускники поэтического семинара, расширили географию встречи до Беларуси.
Рассматривали альбомы выпуска, говорили за жизнь, потом поминали тех, кто ушел рано, преподавателей, рассказывали байки и апокрифы о них и о ныне здравствующих. Наконец, читали стихи – в том числе на аварском языке. И пели романсы под гитару.
Между прочим, наша «Беларусь синеокая» хорошо была принята теми, кто не трезвенничал…
Стихи читает Магомед Ахмедов, председатель Союза писателей Дагестана. Рядом с ним Мурад Мухаммад-Дост, побывавший на посту министра культуры Узбекистана. Оба ни разу не забронзовели…
А гостей за столом прибавлялось. Пришли библиотекарь Литинститута Нина Писарева, уважаемая любимая преподаватель Галина Седых. Появилась вдова поэта Юрия Алехина.
Вспоминает Нина Писарева…
Дивно поет Карина Зурабова. Рядом — Галина Ивановна Седых…
Украсил вечер автор и исполнитель Владимир Щукин – друг рано ушедшего из жизни литинститутовца, православного писателя Владимира Данчука (как жаль, что не приехала Володина однокурсница и спутница жизни, мама их девятерых детей Ольга Страшникова…). Бард с гитарой пел свои песни на стихи Володи, исполнил небольшой вокальный цикл на стихи поэтов Золотого и Серебряного поэтических веков – подарил настоящий концерт в рамках литературной встречи.
Обменивались другими подарками: целую стопку книг поэзии и прозы, детских изданий подарила нам Нина Орлова Маркграф, роман – Карина Зурабова, она же передала милым дамам украшения ручной работы от Анаид, переводчицы, которая не смогла прийти, но вот так оставила теплое чувство в душе.
Николай Александров перекачивал на флэшки свое собрание архивных снимков из институтской стенгазеты «Колокол», редактором коей был ряд лет студенчества. И десятки вновь найденных фотографий однокашников и наставников – из разных источников (фото и других материалов уже набралось на целую книгу).
Дом Герцена таки принял своих питомцев
Исторический особняк на Тверском бульваре, 25, где родился писатель Александр Герцен, 80 лет был alma mater для многих поколений выпускников Литературного института им. Горького.
Сейчас старинное здание реставрируется и во дворе особняка ведутся некие работы, так что виднеется из-за забора только верх памятника Герцену. Тем не менее в отремонтированных аудиториях Литинститута идет учебный процесс. И потому вуз охраняется с тщанием.
Когда 27 сентября после встречи в Доме поэтов вдохновенная плеяда выпускников решила навестить alma mater, уже стемнело, накатили дождь и ветер. На входе в Литинститут с Большой Бронной вахта тормознула нашу колоритную группу, хотя вроде бы среди нас были работники вуза, да и имелась телефонная договоренность о визите. Пришлось стоять и наблюдать, как выпархивают из старых стен «племя младое незнакомое» — ну очень юные девы и модные ребята. Мы были многие посолидней и разношерстней, многонациональней и, пожалуй, проще одетые.
Наконец, звонки и переговоры возымели успех, выпускники вошли под своды Дома Герцена. Именно под своды XVIII столетия, которые открылись в подвальном помещении во время реставрации. А мы знали это пространство как библиотеку и гардероб. Теперь разрозненная богатейшая библиотека находится и в общежитии в Останкине, и в других местах.
Мы с провожатым поднялись выше, заглядывали в свежепокрашенные чистенькие аудитории, кабинеты – и я ничего не узнавала. Мне так хотелось увидеть хотя бы одну аудиторию с историческим дизайном (может, так и будет со временем, после завершения работ).
Обойдя все этажи, вышли во двор на фотосессию.
Но я уже не имела сил, тем более на дальнейшую прогулку по центру вечерней Москвы (ее выдержала команда 1979 выпуска!) и запросилась «на базу», в Одинцово, к друзьям — в семейство нашей однокурсницы Маши Кость, учившейся в венгерской переводческой группе. И мы с мужем отбыли на метро на Белорусский вокзал, потом на электричке в Одинцово, на маршрутке до Ковчега. Это действительно было спасение от шума трасс, метро, электричек – в тишине под зелеными елями… Там еще посидели с Машей и ее мужем Володей на кухне в уютном доме.
Гений места – в пригородах Москвы
Следующий день был чудесным отдыхом, с разговорами и песнями, шашлыками и прогулкой по местному Подушкинскому лесу с велосипедной и лыжероллерной трассой имени Лазуткиной.
Высокие ели, позолотевшие березы и клены по сторонам крутой холмистой дороги поили тишиной и вкусным свежим воздухом, красотой среднерусского пейзажа. А еще вдоль дороги там и сям висели таблички с обозначением селищ и курганов – россыпью холмиков древних захоронений предков славян. На них давно выросли деревья и кустарник, но видны и следы недавних раскопок – неймется искателям древностей. И все-таки ощущение присутствия ушедших поколений, какая-то мистическая атмосфера…
Как и в других славных местах Подмосковья, где мы бывали в студенчестве: Хотьково, Мураново, Абрамцево…
Эта прогулка по лесу подзарядила на большой следующий день в Москве.
На фоне Пушкина снимается…
Мы вновь встретились у памятника Пушкину – в ином немногочисленном составе с преобладанием нашего курса: Сергей Соловьев, Маша Кость, Искуи Киракосян и мы с Николаем.
И пошли по нахоженному в молодости пути – на бывшую остановку троллейбуса № 3 (маршрут в общагу) к театру Ленкома. У входа в театр лежали живые цветы. И мы постояли, помянули создателя и многолетнего лидера театра Марка Захарова…
А затем под дождем не стали никуда далеко двигаться – ведь главное было в нас самих, мы были самыми интересными и нужными друг для друга. Просидели долго в кафе в разговорах. И самым дорогим было то, что как будто и не было десятков лет разъединенной жизни, все понимали и какие-то общие процессы, не только литературные, но и житейские. И развитие каждого в своем направлении: всем важными были и воспоминания из студенчества, и оценки тех событий и людей с высоты прожитых лет. Как сложились судьбы, семьи, что сотворили в прозе, поэзии, журналистике, какие профессии освоили, как детей вырастили, как теперь внукам помогаем.
Вечером пришлось расставаться – по одному уходили на свои дороги. Еще группой заехали в Дом книги на Калининский.
Пока Николай искал и прикупал желанные издания (таки купил раритетную книгу уроженца Брест-Литовска Сергея Поварнина «Искусство спора», а мне — ЖЗЛ, «Платонов» Алексея Варламова, замечательного прозаика и нынешнего ректора Литературного института. (В прошлом году в этом же Доме книги приобрела его же авторства «Василий Шукшин» из ЖЗЛ).
Сидели в разговорах и уже некоторой печали с друзьями в кафе Дома книги, среди книг, как среди друзей.
И все-таки настало время двигаться на вокзал, по пути расставаясь – надолго ли, навсегда ли… Обнадежил Пушкин:
«Друзья мои! Прекрасен наш союз,
Он, как душа, неразделим и вечен…»
Ответить